Самосожжения старообрядцев
Если обратиться к истории старообрядчества, то мы увидим, что, начиная
с 70-х гг. XVII столетия, старообрядчество истребило десятки тысяч своих
приверженцев, в том числе и детей. И подавляющее большинство предало себя
самосожжению.
Во второй половине 1721 - в начале 1722 г. центральные
правительственные учреждения направили новые указы и распоряжения с
требованием скорее завершить запись раскольников в двойной оклад. 24 февраля
1722 г. последовала инструкция "О свидетельстве душ мужского пола", данная
генерал-майору П. Г. Чернышеву и определявшая порядок первой ревизии.
Одной из неожиданностей для петровских законодателей явилось упорное
нежелание старообрядцев, особенно на севере и востоке страны, признать
систему записи в двойной подушный оклад. Согласие уплачивать двойной оклад
рассматривалось многими из них как подчинение силам антихриста и помощь им.
Стойкое нежелание быть занесенными в списки "слуг сатаны" характерно было
для радикальных направлений восточного старообрядчества в течение всего
XVIII и XIX вв.
Непосредственное проведение переписи поручалось военным. В тарские
скиты был послан отряд во главе с полковником А. И. Парфеньевым. Экспедиция
полковника Парфеньева в глазах многих явилась новым подтверждением конца
света и привела к трагическим последствиям: она возродила в Сибири отчаянную
форму старообрядческого протеста прошлого XVII в. - массовые самосожжения.
В своих донесениях правительству митрополит Антоний подчеркивал, что
самосожжения явились протестом против введения двойного оклада и что
старообрядцы категорически отказываются как платить этот оклад, так и
присоединяться к православной церкви.
Первая после 80-х гг. XVII в. вспышка массовых самосожжений в Сибири
явилась ярким показателем напряженности положения. Жертвы этих
самосожжений - беглые крестьяне или крестьяне, покинувшие свои деревни
непосредственно для самосожжения. В октябре 1722 г. тобольские власти были
обеспокоены первыми известиями о волнениях ишимских, ялуторовских, тюменских
крестьян. В этом районе осенью 1722 - весной 1724 гг. произошли следующие
самосожжения:
гарь в деревне Зырянской Тюменского дистрикта (незадолго до середины
октября 1722 г.), гарь в деревне Коркиной на Ишиме Ялуторовского дистрикта;
крупное самосожжение на реке Пышме, в котором по слухам, распространявшимся
в середине октября 1722 г., в ялуторовских деревнях погибло около 400
тюменских и ялуторовских крестьян; самосожжение крестьян 25 декабря 1722 г.
в деревне Ировской Абацкой слободы на Ишиме; 21 апреля 1723 г. жители 10
дворов деревни Камышевской на Исети в количестве 78 человек собрались в дом
отставного солдата Максима Дернова для гамосожжения, после уговоров властей
7 из них оставили свое намерение, а остальные сгорели в начале мая; между 12
и 28 марта 1724 г. в болотистых лесах за рекой Пышмой сгорело 145 человек,
которые съехались сюда из различных тюменских и ишимских деревень; среди них
было несколько жителей города Тюмени.
А. С. Пругавин, дореволюционный историк старообрядчества и сектантства,
в одной из своих статей, напечатанных в 1885 г. в журнале "Русская мысль",
попытался подсчитать число раскольников, обрекших себя на смерть в огне.
Только до 1772 г. сожгли себя заживо не менее десяти тысяч человек. Надо
отметить, что это число самосожженцев следует считать минимальным. Сообщая о
групповых и семейных самосожжениях, архивные документы весьма часто
прибавляют к той или иной цифре слова "и прочих с ними". Костры
самосожженцев вспыхивали и после 1772 г. По сведениям, собранным тем же
историком, например, в 1860 г. сожгло себя 18 старообрядцев.
Положение старообрядцев в России особенно изменилось к худшему после
воцарения на престол Екатерины. В 1764 г. царские войска разгромили
раскольничьи поселения на Ветке. В 1765 г. было предписано вместо откупных
денег брать с раскольников рекрут натурой (не стали исключением даже те, кто
находился в скитах). Указом 1767 г. для купцов, записанных в расколе,
вводилось взимание двойного оклада с вносимых ими податей и прочих сборов с
торгов и промыслов.
В 1768 г., в противовес указу Петра III, вновь запрещалось строить
раскольничьи церкви и часовни. Обосновывая это решение, владыки православной
церкви из Синода писали: "Правда, что в Российской империи инославным
христианским религиям кирхи, публичные, так и магометанам свои мольбища
иметь дозволяется; на раскольники не в пример, ибо от тех нашим православным
никакого повреждения не происходит", - иное дело от популярных в народе
раскольников.
При этом брался путь на единоверие: подчинение независимого от
государства старообрядчества официальной церкви.
Указом 1764 г. освобождались от двойной подати те раскольники, "кои
православной церкви не чуждаются и таинства церковные от православных
священников приемлют", а креститься же они могут и двумя перстами.
Иерархи официальной церкви именовали раскол "гидрой". Уподобляясь
Гераклу, палачи в мундирах не только рубили, но огнем жгли протестантов на
кострах и в срубах. Вместе с этим нарастал и протест среди раскольников. В
ответ на разгром Ветки в 1764 г. вновь запылали срубы самосожженцев.
В Олонецком уезде группа крестьян-раскольников вместе с какими-то
пришлыми заперлась в избе. К дому подошли староста и десятские, стали
спрашивать о неведомых людях. Вместо ответа один из них вышел на улицу с
топором в руках, ударил десятского и отсек ему руку. Изумленная толпа не
шевельнулась. Незнакомец спокойно возвратился в избу и захлопнул дверь. В
окнах вспыхнуло пламя. 15 человек раскольников погибло на этот раз в огне.
В Новгородской губернии крестьяне деревни Любач были доведены до
отчаяния. 35 человек собрались у крестьянина Ермолина и объявили, что
сожгутся. Об их намерении сообщили властям. В деревню прибыл поручик Копылов
с командой солдат, архиереем и попом. Объявили самосожженцам, что если они
примут двойной оклад, то будут отпущены по домам без всякого наказания за
сборище. Раскольники отвечали:
- Ваша вера неправая, а наша истинная, христианская; крест
четвероконечный - прелестный (в смысле "прельщать" - авт.), почитаем
осьмиконечный; да и в божественном писании у вас много неправостей, и если
нас станут разорять, то мы не сдадимся и сделаем то, что господь прикажет. А
ежели нас разорять не станут, то мы гореть не хотим. Пусть будет нам грамота
за рукою государыни, чтоб быть нам по-прежнему, а в двойном окладе не быть,
и в церковь нас принуждать не будут.
Вскоре к засевшим в избе присоединились еще 26 человек. Наступил конец
августа. В огороде поспели овощи. Раскольники просили Копылова разрешить им
пойти за капустой. Это им дозволили. Из избы вышли около 20 мужчин и женщин
с ружьями, топорами, дубинами. Они набрали полные мешки овощей и снова
закрылись в избе.
Сенат обо всем этом доложил императрице. Они предложили, что если
раскольники и дальше будут упорствовать, то забрать их силой и отправить в
Нерчинск. Но Екатерина решила по-другому: она распорядилась выбрать среди
раскольников поумнее и направить их на переговоры. После долгих уговоров и
убеждений любачские раскольники разошлись по домам и записались в двойной
оклад.
http://www.bibliotekar.ru/encSuicid/24.htm