Каждый год 7 апреля православные отмечают Благовещенье (католики – 25 марта).
Этот праздник пришел на наши земли с принятием христианства. Согласно
христианской мифологии в этот день архангел Гавриил сказал Деве Марии
про её непорочное зачатие и про то, что она должна родить Сына
Всевышнего – Иисуса Христа.
В деревне праздник считался днем полнейшего покоя и совершенной свободы.
Во многих селах Черноземья целые семьи вечером, при закате солнца, шли
на мельницы и, рассевшись на соломе все, и стар и млад, вели беседу о
том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков
урожай.
Празднику приличествует сосредоточенное, молчаливое раздумье, а не
разгульное пиршество. Во многих местах около этого времени «закликали
весну»: разжигали костры, водили вокруг них хороводы и пели веснянки,
выпекали из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов); девушки и дети
забирались с ними на крыши или на деревья и выкрикивали заклички,
обращенные к птицам.
Это день благословения на всякое доброе дело - особенно на
земледельческий труд. В этот день даже грешников в аду перестают мучить и
дают им отдых и свободу. Великим грехом считается мельчайшая работа,
даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Говорили: на Благовещение
птица гнездо не вьет, девица косы не плетет.
Благовещенский день всегда радовал земледельца. К этому времени снег уже
весь растаял, а земля успела немного прогреться и пропитаться
живительной влагой. Этот день в своём календаре крестьяне обводили
красным цветом – как своеобразную границу или стартовую черту в весенних
земляных работах. С этого дня уже вовсю звали весну. Девушки и парни
пели свои очередные песенки.
Дни были тёплые. К этому времени в лесах уже распускались подснежники. Много-много белых точечек среди прошлогодней листвы.
Птичий праздник. Был Обычай давать волю птицам в этот день. Выносили
клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи
базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю.
Было поверье: если птица на Благовещение гнездо завьет, то крылья у нее ослабнут, и тогда ни летать, ни порхать она не сможет.
Согласно старинной легенде, кукушка не умеет строить себе гнезда и
старается положить яйца в какое-нибудь чужое. Она несет это наказание за
то, что дерзнула в Благовещение свить себе гнездо. Снегирь не пустил в
свое гнездо кукушек и стал драться с самцом, которого убил. С тех пор
кукушка стала горемычною вдовой, а сам победитель остался навсегда с
несмываемым знаком боя и победы - со следами крови на своих перьях.
В начале апреля на наши земли возвращались аисты, что было для наших
предков свидетельством настоящего прихода весны. Ведь эти птицы
прилетают только тогда, когда по-настоящему становиться тепло на их
Родине. В деревнях и до настоящего времени очень трепетно относятся к
этим грациозным птицам. Издавна верили, что кто первым увидит прилет
аистов, будет всё лето "лёгкі на ногі".
Ещё одной птицей, про которую заботливые хозяева не забывали, а в
благовещенские дни чуть ли не на руках носили, были куры. Например, в
некоторых районах Минской области, чтобы курицы не убегали (курица ведь
птица своенравная, свободолюбивая) и, чтобы неслись в своем огороде,
проводили целый ритуал.
Действенны ли были данные мероприятия, узнать мы никогда не сможем, ведь
не знаем же мы, хотела курица или нет в этом году посетить чужой
огород.
Чтобы курицы не несли яйца, где попало, и не теряли их, хозяйки весь
мусор, что смели за день, не выбрасывали, а складывали в специальную
ёмкость. Потом ставили её в дальний уголок. Верили, что от такой
процедуры напрямую зависит численный прирост яиц.
Благовещенская просфора. Повсюду надежды на успех земледельческого труда
возлагались на «благовещенскую просфору», которую продавали в русских
церквах на Благовещение в невероятном количестве (более чем когда-либо).
Каждый старался запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем. Даже
там, где крестьяне не имели возможности побывать в церкви. они сами
пекли такие хлебцы, по числу членов семьи, и съедали неосвященными. Их
измельчали в крошку и смешивали с посевными семенами, примешивали в корм
рабочему скоту и т.д. При первом севе освященную просфору привязывали к
сеялке с зерном, чтобы был хороший урожай.
Не допускалось пересыпать зерно в поле из мешка в мешок. Нельзя было в
день сева никому ничего взаймы давать. Нужно было пустые мешки с поля
везти, а не нести. Однако в Благовещение никто никогда не сеял, чтобы не
накликать неурожая. Более того, считали, в какой день случится этот
праздник, тот день будет несчастным для посевов и пахоты, а следующий за
ним день самый удачный и счастливый. Просфорным порошком, смешанным с
медом, прикармливали и пчел.
Другие обычаи. Огонь старались не зажигать ни в этот день, ни накануне, и
вообще с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по
вечерам. Иначе праздник накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на
пчел - ленивое роение. Удачлив будет тот, кто догадается в этот день
сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещения
начинает спать в клети.
После Благовещения все, кроме стариков, больных и детей, чаще всего переселялись в холодную часть избы.
В Благовещение, несмотря на строгий пост, разрешалось есть рыбу.
Хозяйка должна была в этот день между праздничной заутреней и обедней
взять в руки помело и согнать с нашеста кур, чтобы к Пасхе они уже
неслись.
Примерно на Благовещенье выпускали первый раз на поле скот. Может
немножечко раньше или позже. Суть не в том. Суть в обрядах, которые
сопровождали животных по пути к месту дислокации. Действа, которые
совершали над коровами, быками, овцами и козами, в первую очередь были
направлены на защиту от ведьм. Для этого в воротах или в дверях хлева
клали пучки крапивы или лебеды. Иногда этими травами застилали всю
дорогу до пастбища. Иногда травы заговаривали и вешали в углах хлева или
над дверями. Также иногда такую траву вешали на калитках или на
воротах.
Вечером перед Благовещением приходили в подпол с кочаном капусты. Для
этого брали первый срезанный осенью кочан и прятали его. На следующий
день после обедни пристально рассматривали его. Считалось, что семя от
такого кочана не убьет никакой мороз.
Испорченные, избалованные люди, завистливые на чужое добро, старались в
этот день что-нибудь незаметно украсть, хотя бы безделицу
(«заворовать»), чтобы пользоваться удачей в своем ремесле целый год.
Если не удалось поймать вора в этот день, значит не попадется он и
впредь.
Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что день Благовещения
-день несчастный: происходят ссоры, скандалы и всякие недоразумения.
На Благовещение не надевают новую одежду, в противном случае она порвется или испортится.
Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений: когда они болеют, их посыпают этой золой.
|