Знаменитая «Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным
писателем середины XVI века священником Ермолаем (в монашестве Еразм).
Почти сразу же она становится любимым чтением русского народа и
распространяется в огромном количестве списков. До нашего времени их
сохранилось около 350.
Многие из этих списков украшались миниатюрами, а вскоре появились и
житийные иконы местно прославленных Муромских святых Петра и Февронии, в
иночестве Давида и Евфросинии.
Мы предлагаем вам прочитать эту повесть по клеймам одной из икон XVII века.
Причем первое, заглавное клеймо иконы начинает и заканчивает собою повествование.
Изображения (к сожалению, с некоторыми утратами) сопровождаются переводом, максимально приближенным к авторскому тексту.
Икона Муромских святых князя Константина со чадами Михаилом и Феодором,
Петра и Февронии и Иулиании Лазаревской с житием Петра и Февронии. XVII
в.
Град Муром. Повесть о князе Павле, и о том, как змей летал к его жене,
представляясь окружающим в виде ее мужа, и о праведных Петре и Февронии.
Князь Павел на престоле, ему предстоят бояре и горожане. Змей, принимая
обличье князя, прилетает к его супруге. Княгиня рассказывает мужу о
своей беде.
В нем самодержствовал благоверный князь именем Павел. Искони ненавидящий
добро в роде человеческом дьявол велел неприязненному змею летать к
жене князя того на блуд.
И являлся он ей своим наваждением в своем естественном облике,
приходящим же людям казалось, будто это сам князь сидит с женой своей.
В таковом наваждении немало времени прошло. Жена же этого не таила и
рассказала князю, мужу своему, о всем приключившимся с ней. Змей же
зловредный насилие творил над нею.
Княгиня открывается мужу — князю Павлу. Он советует ей выведать у змея тайну его смерти.
Князь думал, что ему сделать со змеем, и не мог придумать.
И сказал жене: «Думаю, жена, и недоумеваю, что мне сделать со злыднем
тем? Не ведаю, какой бы смерти предать его. Когда он будет говорить с
тобой, то исхитрись спросить об этом: знает ли этот злодей духом своим,
что ему смертью угрожает? Если что узнаешь и нам поведаешь, то
освободишься не только в нынешнем веке от злого его дыхания, и шипения, и
гнусности, о чем мерзко и говорить, но и в будущей жизни нелицемерного
судью Христа умилостивишь».
Жена же слова мужа своего в сердце накрепко запечатлела и решила: «Хорошо, так и будет».
Княгиня выведывает у змея тайну его смерти и сообщает об этом мужу.
Однажды, когда пришел к ней зловредный змей, она, хорошо помня
запечатленные в сердце слова, обращается с лестью к злодею тому, говорит
ему сладкие речи и наконец с почтением спрашивает, восхваляя его:
«Многое ты знаешь, а знаешь ли о кончине своей: какова она будет и от
чего?»
Он же, неприязненный прельститель, прельщенный ласковой лестью верной
жены, не задумываясь, тайну ей изрекает, говоря: «Смерть моя — от
Петрова плеча, от Агрикова меча».
Жена же, услышав такие речи, в сердце все твердо сохранила и по
отшествии неприязненного поведала князю, мужу своему, о том, что сказал
ей змей.
Князь же, услышав это, недоумевал, что это за смерть «от Петрова плеча и от Агрикова меча»?
Князь Павел призывает к себе своего брата Петра и рассказывает ему о тайне змеевой смерти.
Был у него родной брат по имени князь Петр. Однажды призвал он его к
себе и поведал ему речи змея, которые говорил тот жене его. Князь же
Петр, услышав от брата своего, что змей назвал тезоименитого ему
виновника смерти своей, начал размышлять, не сомневаясь и мужественно,
как бы убить змея.
Но только одно смущало его: не ведал он ничего об Агриковом мече.
В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены.
Имел Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Была за городом в
женском монастыре церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. И
пришел в нее Петр один помолиться.
И вот явился ему отрок, говоря: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?»
Князь же, стремясь желание свое осуществить, сказал: «Да увижу! Где он?»
Отрок же сказал: «Следуй за мной».
И показал ему в алтарной стене между керамидами скважину, в которой лежал меч.
Князь Петр показывает меч брату и является на поклон к снохе
Благоверный же князь Петр, взяв меч тот, пришел и поведал об этом брату
своему. И с того дня стал искать удобного случая, чтобы убить змея.
Каждый день ходил он к брату своему и снохе своей на поклон.
Князь Петр обнаруживает, что под видом мужа к княгине явился змей.
Случилось как-то ему прийти в хоромы к брату своему, и тотчас же пойдя к
снохе своей в другие хоромы, увидел у нее сидящего брата своего.
Возвращаясь от нее, встретил он одного из прислужников брата и спросил:
«Вышел я от брата моего к снохе моей, брат же мой остался в своих
хоромах; я же, не замедлив нигде, быстро пришел в хоромы к снохе моей, и
не пойму, и удивляюсь, как брат мой прежде меня оказался в хоромах у
снохи моей?»
Тот же человек ответил Петру:
«Никуда, господин, после твоего ухода не выходил брат твой из хором своих!»
Петр же уразумел тогда пронырство лукавого змея.
Пришел к брату и спросил:
«Как это ты сюда пришел? Я ведь от тебя из этих хором вышел, и, нигде не
замедлив, пришел к жене твоей в хоромы, и увидел тебя с нею сидящим, и
удивился, как ты прежде меня там очутился. Пришел же снова к тебе, опять
же, нигде не замедлив, ты же, не знаю как, меня обогнал и прежде меня
здесь очутился».
Павел же сказал:
«Никуда, брат, из хором этих после твоего ухода я не выходил и у жены своей не был».
Князь Петр на это сказал: «Вот оно, брат, пронырство лукавого змея: в
твоем облике он мне показывается, чтобы я не посмел убить его, принимая
его за тебя — своего брата. Теперь же, брат, отсюда никуда не выходи. Я
же туда пойду биться со змеем, да с Божией помощью убит будет лукавый
этот змей».
Князь Петр убивает змея.
И, взяв меч, называемый Агриков, пришел в хоромы к снохе своей. И,
увидев змея в образе брата своего и твердо уверившись, что это не брат
его, но прельститель змей, ударил его мечом.
Змей же явился в своем подлинном обличии, и стал извиваться, и издох, окропив блаженного князя Петра кровью своею.
Князь Петр на одре болезни. Предстоящие рассказывают ему о Рязанской земле, славящейся своими врачами.
Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями и язвами, и нашла на
него болезнь тяжкая. И искал он в своей державе у многих врачей
исцеления, и ни от кого не мог его получить. Слышал же Петр, что много
есть врачевателей в пределах Рязанской земли…
Князя Петра везут на поиски врачей в Рязанскую землю.
…и повелел себя туда повезти, ибо сам не мог на коне сидеть из-за
великой болезни. Привезен же был в пределы Рязанской земли, и послал
синклит свой весь искать врачей.
Слуга князя Петра приходит в дом к деве Февронии.
Один из предстоящих ему юношей уклонился в селение, называющееся
Ласково. И пришел к некоего дома вратам, и не увидел там никого. И вошел
в дом, и никто его не услышал. И вошел в храмину и увидел видение
чудное: сидела одна девица, ткала полотно, а перед ней скакал заяц.
И молвила девица: «Нехорошо быть дому без ушей и храмине без очей!»
Юноша же, не уразумев слов тех, спросил девицу: «Где же человек мужского пола, который здесь живет?»
Она же ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать. Брат же мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть».
Юноша тот, не понимая слов ее, удивлялся, видя и слыша вещи столь
чудные, и спросил девицу: «Войдя к тебе, увидел тебя за работой, и видел
зайца, перед тобою скачущего, и услышал из уст твоих слова странные
какие-то, и того не понял, о чем ты говоришь. …
Она же ответила ему: «Этого ли не понимаешь? Придя в дом сей и в храмину
мою войдя, увидел ты меня, сидящую в простоте. Если бы был в доме нашем
пес, то, учуяв тебя, к дому подходящего, залаял бы на тебя — это дому
уши. А если бы был в храмине моей ребенок, то, увидев тебя, к дому
подходящего, сказал бы мне — это храмине очи.
А когда сказала тебе, что отец мой и мать моя пошли взаймы плакать, —
ушли они на погребение мертвого и там плачут. Когда же за ними смерть
придет, другие по ним начнут плакать — это и есть заемный плач. Про
брата же тебе сказала так потому, что отец мой и брат древолазцы, в лесу
мед с деревьев собирают. Брат мой ныне на это дело ушел, и когда он
влезет на дерево высоко, и через ноги посмотрит на землю, то помыслит:
как бы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, то жизни лишится.
Поэтому и сказала я, что пошел он через ноги в глаза смерти смотреть».
Промолвил ей юноша: «Вижу, девица, что ты мудра. Поведай мне имя свое».
Она ответила: «Имя мое Феврония».
Тот юноша сказал ей: «Я человек муромского князя Петра — служу ему.
Князь мой получил болезнь тяжкую и язвы». Покрылся он струпьями от крови
неприязненного летающего змея, которого убил своей рукой. И в своей
державе искал он исцеления у многих врачей, и не у одного не получил.
Ради этого сюда повелел себя привезти, так как слышал, что здесь много
врачей. Но мы не знаем ни их имен, ни жилищ их не знаем, потому и
расспрашиваем о них».
Она же ответила: «Если бы кто-нибудь потребовал князя твоего себе, мог бы уврачевать его».
Юноша сказал: «Что это ты говоришь, чтобы кто-то мог требовать князя
моего себе?! Если кто уврачует его, князь мой даст тому большое
богатство. Но скажи мне имя врача того, кто он и где жилище его». Она же
ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет мягкосердечен и
смиренен в ответах, то будет здоровым!»
Слуга рассказывает князю Петру о деве Февронии. Юноша быстро возвратился к князю своему и поведал ему все подробно, что
видел и слышал. Благоверный же князь Петр сказал: «Везите меня туда, где
та девица».
Князя Петра привозят в дом к деве Февронии, которая соглашается исцелить его, если он станет ее мужем. И привезли его в дом тот, в котором была девица. И послал князь к ней
отроков своих, говоря: «Поведай мне, девица, кто хочет меня уврачевать?
Пусть уврачует меня и возьмет богатства много».
Она же, не смущаясь, ответила: «Я хочу его уврачевать, но богатства не
требую от него. Имею же к нему слово такое: если не быть мне супругой
ему, незачем мне и врачевать его».
Князь Петр посылает к Февронии сказать о своем согласии.
И, придя, человек тот поведал князю своему, что сказала девица. Князь же
Петр пренебрег словами ее, помыслив: «Как это, князем будучи,
древолазца дочь возьму себе в жены?!»
И, послав к ней, сказал: «Скажите ей: что же это за врачевство ее?! Но пусть врачует! Если уврачует, возьму ее себе в жены».
Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление.
Пришедшие передали ей слова те. Она же, взяв сосуд маленький, почерпнула
кисляжди (хлебной закваски) своей, дунула на нее и сказала: «Учредите
князю вашему баню, и пусть помажет этим тело свое, где есть струпы и
язвы, а один струп пусть оставит непомазанным — и будет здоров!
Князь Петр, испытывая мудрость Февронии, посылает ей пучок льна, чтобы она изготовила из него сорочку, порты и убрусец.
И принесли князю эту мазь. И повелел он учредить баню. Девицу же захотел
в ответах испытать, так ли мудра, как слышал о речах ее от юноши
своего.
Послал ей с одним из слуг своих одно повесмо (пучок) льна, говоря так:
«Эта девица хочет мне супругой быть мудрости ради. Если мудра, то пусть
из этого льна учинит мне сорочку, и порты, и убрусец (пояс или
полотенце) за то время, пока я в бане буду».
Дева Феврония, получив лен, повелевает слуге снять с печи поленце,
отрубить «утинок» и передать князю Петру, чтобы он изготовил из него
ткацкий станок.
Слуга принес ей повесмо льна, и подал ей, и княжье слово сказал.
Она же сказала слуге: «Влезь на печь нашу и, сняв с гряды (перекладины над печкой) поленце, принеси сюда».
Он же, послушав ее, принес поленце. Она же, отмерив пядью (древнерусская
мера длины: расстояние между концами раздвинутых большого и
указательного пальцев руки; 1 пядь = 17,78 см), сказала: «Отруби это от
поленца сего». Он отрубил.
Она сказала ему: «Возьми этот утинок (отрубок) поленца, и пойди дай
князю своему от меня, и скажи ему: в то время, пока этот пучок я очешу,
князь твой пусть приготовит мне из этого утинца станок и все устройство,
на котором соткется полотно его».
Князь Петр посылает сказать Февронии о невозможности исполнить ее задание. Феврония отвечает князю тем же.
Слуга принес князю своему утинок поленца и слова девицы пересказал.
Князь же сказал: «Иди и скажи девице, что невозможно из такой малой
деревяшки в столь малое время это устройство смастерить!» Слуга, придя,
передал ей княжескую речь.
Девица же ответила: «А это ли возможно — взрослому мужчине из одного
пучка льна в малое время, пока он будет в бане, сделать сорочку, и
порты, и убрусец?»
Слуга ушел и сказал все князю. Князь же подивился ответу ее.
Князя Петра помазывают в бане снадобьем, присланным Февронией.
Через какое-то время князь Петр пошел в баню мыться и по повелению
девицы мазью помазал язвы и струпы свои. И один струп оставил не помазан
по повелению девицы. Выйдя же из бани, никакой болезни не чувствовал.
Наутро же увидел все тело здоровым и гладким, кроме одного струпа,
который был не помазан по повелению девичью. И дивился он быстрому
исцелению.
Исцеленный князь Петр посылает Февронии дары, которые она не принимает.
Но он не захотел взять ее в жены себе из-за происхождения ее и послал ей подарки. Она же их не приняла.
Князь Петр уезжает в Муром и снова заболевает.
Князь же Петр поехал в отчину свою, город Муром, здоровым. На нем же был
единственный струп, который был не помазан повелением девичьим. И от
того струпа начали многие струпы расходится по телу его с первого дня, в
который поехал он в отчину свою. И стал опять весь оструплен многими
струпами и язвами, как и изначально.
Князь Петр возвращается к Февронии и вновь просит об исцелении, дав слово, что возьмет ее в жены.
|