«Умный, а учится все равно плохо!». «Отстает по всем предметам,
неспособный». Такие характеристики можно услышать из уст школьных
педагогов и родителей. Всегда ли умный – значит хорошо успевающий в
школе? Будущий гений Альберт Эйнштейн из рук вон плохо учился в школе.
Более того, его история - далеко не исключение. Из неуспевающих детей
нередко вырастают выдающиеся личности.
Как-то раз исследователи из США проанализировали биографии 400 известных
личностей, среди которых было немало деятелей науки и других достойных
людей. Выяснилось, что более половины из них в школе считались
отстающими. Среди таких «двоечников» - Чарльз Дарвин, Блез Паскаль,
Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон.
Ньютона в школе считали лентяем и тупицей. Родители были вынуждены
забрать его домой из-за «неспособности к обучению». Альберт Эйнштейн,
ключевая фигура современной физики и лауреат Нобелевской премии, в
детстве и вовсе считался отстающим в развитии. Говорить и ходить он
научился поздно, и в школе он оказался старше большинства
одноклассников. Но даже несмотря на это, учился он плохо и в 15 лет был
исключен за неуспеваемость.
Так что же, родителям и педагогам нужно поощрять лень и ничегонеделание?
Нет, конечно. Но большой ошибкой будет ругать детей за ошибки.
Избегание неудач не приводит к успеху – это подтверждают даже научные
эксперименты. Недавно исследователи из Университета Пуатье доказали, что
если относиться к ошибкам как к части «рабочего процесса», это
существенно повышает умственные способности. Причем даже по сравнению с
теми, кто вообще не делает ошибок!
Французские психологи провели три эксперимента с участием
шестиклассников. Сначала школьникам предложили решить очень сложные
анаграммы, предназначенные для детей постарше. Справиться с ними у ребят
заведомо не было шансов. Затем психологи разбили детей на две группы. С
первыми они побеседовали, рассказав о том, что учиться – сложно, и этот
процесс невозможно пройти без ошибок и неудач, допускать которые
совершенно естественно. Детей из второй группы исследователи не
успокаивали, а просто обсудили с ними сделанные ошибки.
После этого все ученики прошли тест на эффективность работы памяти. У
школьников из первой группы, которые не справились со сложным заданием,
но не считали это провалом, результаты оказались выше, чем у ребят из
второй группы, огорчившихся из-за неудачи. Более того, память у
ребятишек, которые не ругали себя за сделанные ошибки, работала даже
эффективнее, чем у детей из контрольной группы, которые перед тестом
вообще не решали никаких заданий!
Получается, что делать ошибки полезно, при условии спокойного отношения к
ним. А вот отношение к неудачам как к чему-то недопустимому, чего изо
всех сил нужно избегать, ни к чему хорошему не приведет. Если навешивать
на детей ярлыки «двоечников» и «лентяев», это действительно может
снизить их успеваемость и даже ухудшить умственные способности, говорят
специалисты.
А как быть с детьми, которые проявляют яркие способности, а оценки все
равно получают плохие? Их принято считать ленивыми. Но так ли это?
Психологи называют ряд причин помимо лени, которые могут привести к
низкой успеваемости способного ребенка.
Во-первых, это банальная скука. Одаренные дети мыслят глубже, чем их
сверстники, и быстро овладевают новыми знаниями. Им нужно, чтобы
обучение было достаточно сложным, глубоким, позволяло открывать новое,
требовало постоянного напряжения ума. Понятно, что усредненная школьная
программа, которую должны освоить 20-30 учеников одновременно, им не
подходит. Очень скоро талантливый ребенок осознает, что хождение в школу
лично для него – бессмысленная трата времени, новых знаний на уроках он
не получает. Мотивация к учебе пропадает, во всяком случае, ребенок
перестает стараться на уроках, а свои способности направляет на что-то
другое.
Еще одна проблема способных школьников – дети развиваются очень
неравномерно. Интеллект одаренных детей подчас существенно превосходит
их психологические способности, моторные или социальные навыки. В
результате, эти ученики отлично понимают новый материал, но, к примеру,
не успевают записывать задания или не могут четко и быстро
сформулировать мысль. – «Садись, два!». Некоторые боятся выходить к
доске и отвечать публично, хотя решают задачи быстрее всех в классе. К
сожалению, не все педагоги и даже родители готовы считаться с
особенностями развития таких детей.
Творческие личности плохо привыкают к строгому распорядку, навязанному
извне, да еще любят поспорить. Говорят, именно этим грешил Эйнштейн – он
нередко вступал в диспуты с преподавателями, что плохо влияло на его
оценки.
Специалисты призывают родителей и педагогов к пониманию. Главное – общий
прогресс развития. Если вы видите, что ваш ребенок смышленый, добрый и
интересуется новым – с ним все замечательно. И пусть при этом его
успеваемость будет ниже среднего. Но это не помешает ему вырасти
способной и даже одаренной личностью – при условии, что вы его
поддержите.
Автор: Анна Заславская
|
|
|
|
|