Владимир Владимирович Маяковский
(19.07.1893 — 14.04.1930).
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил
лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских
казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле
1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами
переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии
(за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908
г.).
В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными
студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908
г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в
Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как
несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909),
которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего
творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу,
чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский
поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д.
Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который
открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914,
Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные
выступления.
В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе
"Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения
"Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских
кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и
В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к
русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина,
Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (...)
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым,
Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на
реке. Такую награду дает судьба портным". Однако вопреки декларациям
Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей,
которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески
плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый
сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена
программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с
другими футуристами большое турне по городам России. Сборник "Я" был
написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и
размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В
качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта
"Простое как мычание" (1916).
В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в
Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены
Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он
переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское
телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА
агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое
собрание сочинений поэта — "Все сочиненное Владимиром Маяковским.
1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие
замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете
"Искусство коммуны".
Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта
имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался
футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть
коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта
искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько
поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о
европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?"
(1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других. В
Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл
"Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое
открытие Америки"). В 1925—1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу,
выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из
тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926);
"По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).
Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют
его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль
своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир
Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах"
(1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом—поэмы "Война и
мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим актом — пьеса
"Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150
000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это"
(1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!"
(1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и
второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное
письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения
Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем
или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные
произведения поэта.
Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую
драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров:
трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка,
кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского —
трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего
его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы
по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.
В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный
долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать
достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала
было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием
жизнестроительства.
Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного
героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога —
одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради
людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в
целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы
стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными,
раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство.
Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в
определении программного смысла поэмы "Облако в штанах": ""Долой вашу
любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию"
— четыре крика четырех частей". Любви, искусству, социальному строю и
религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое
искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою
веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка
реализации этой программы после революции оказалась для поэта
трагической. В "Облаке" Маяковский выходит к людям "безъязыкой" улицы в
роли поэта-пророка, "тринадцатого апостола", "сегодняшнего дня
крикогубого Заратустры", чтобы произнести перед ними новую Нагорную
проповедь. Называя себя "сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой",
Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является
пророком грядущего — но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства
человечества.
В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник",
"Война и мир", "Человек" и "Про это" у героя Маяковского, выступающего в
роли богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются
трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической
двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова,
Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его
богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только
потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме
"Флейта-позвоночник" он показал грядущий праздник взаимной, разделенной
любви, а в поэме "Война и мир" — праздник братского единения всех стран,
народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для
себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь". Его идеалы трагически
разбивались о реальную действительность. В поэме "Человек" показан крах
всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и
общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого
естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей
Повелителю Всего — этому всесильному наместнику Бога на земле, символу
власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство,
подчинить себе волю и разум людей.
В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит
революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие
от "Двенадцати" Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное
сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще
недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные
Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно
заявляющие: "Мы сами себе и Христос и Спаситель!"
В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал
борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой
нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят
фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием
"громады любви" развоплощается, превращается в творческую и духовную
энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос.
Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе
трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего
одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом
этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о
любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека
природного, стремящегося занять место Бога.
В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня"
Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская
Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет",
внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт
романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с
тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества,
грозящие ему смертельными болезнями.
После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму
"Плохо", но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в
которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе:
перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой,
"аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти
невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде
Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса
людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации
высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. В поэме "Во весь
голос" Маяковский называет настоящее "окаменевшим говном", а реализацию
своего идеала Человека переносит в неопределенно далекое
"коммунистическое далеко".
Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала травлю со стороны рапповской критики.
В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская
Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был
осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись
личной драмой ("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно
стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться
встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с
которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к
самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский".
|