( 03.10.1895 года [Константиново]- 27.12.1925 года [Санкт-Петербург (Ленинград)])
Родился 21 сентября (3 октября) 1895 в деревне Константиново, после
его смерти переименованной в Есенино. Сын зажиточного крестьянина
Рязанской губернии; в 16 лет окончил церковно-приходскую школу в родной
деревне; довершал образование собственными силами. Начал писать стихи в
девятилетнем возрасте.
В 1912 приехал в Москву и вскоре вошел в контакт с подпольной
большевистской организацией. Некоторое время работал печатником. В 1914
перебрался в Санкт-Петербург, где свел знакомство с русскими
поэтами-символистами, в том числе с А.Блоком. Первый стихотворный
сборник Есенина был опубликован в 1916. С 1919 по 1921 возглавлял
литературную группу, называвшую себя имажинистами; в начале 1920-х годов
совершил несколько путешествий в Западную Европу и Америку. Некоторое
время был женат на американской танцовщице Айседоре Дункан, затем
развелся с нею и женился на внучке Л.Толстого. Запойное пьянство и
беспорядочная жизнь подорвали его душевное здоровье, и 28 декабря 1925
он в припадке отчаяния покончил с собой (в Ленинграде; похоронен в
Москве).
Поэзию Есенина отличают глубокая искренность и высокий эмоциональный
накал. В сущности он был крестьянским поэтом, и его личная трагедия была
в большой степени порождена оторванностью от родной среды,
неприкаянностью. Крестьянские мотивы его поэзии отошли в прошлое после
1917, когда решающей силой стал индустриальный пролетариат, отвергавший
крестьянский индивидуализм. Главные поэтические образы Есенина имеют
религиозную окраску, что в конце его жизни еще более обостряло и без
того стремительно ухудшавшиеся отношения с официальной критикой.
Тем не менее предреволюционные и первые послереволюционные стихи
Есенина отражают властное влечение к переменам. Он восторженно
приветствовал Октябрьский переворот 1917; идеологический разлад с
большевизмом выявился позднее. Затравленный критиками и угнетенный
враждебной действительностью, он пытался писать стихи, прославляющие
«стального коня» (паровоз), символ городского технического прогресса.
Важнейшие его произведения – Марфа Посадница и Ус (1914), Товарищ и
Певущий зов (1917–1918), Исповедь хулигана (1921) и Пугачев (1922). ...Кто такой Есенин?
Талантливый писатель, крестьянский поэт, вся судьба его — как на ладони —
ясна социологически так, что ее можно вобрать в пару формул. А результат его
жизин и смерти оказался неожиданным, свидетельствующим об известных болезнях
некоторой части нашей молодежи.
Вспомним биографию Есенина. Крестьянский парень (не вполне, конечно,
крестьянский. Когда он приехал в безрукавке и в розовой рубахе, это был
маскарад: Есенин кончил учительский семинарий и был крестьянским
интеллигентом), попал он сюда во времена Распутина, когда крестьянский запах
и при дворе был приятен. Есенин был знаком с Распутиным и со двором, его
туда приглашали. И писал он со всей свежестью своего таланта крестьянские
песнопения, отдающие ладаном, с церковным устремлением.
Это — первый Есенин, искренний, но подпорченный, подпорченный церковью и т.
п.
Когда он приехал в город, его начали на руках носить — вот, мол, что нам
подарила деревня. Что он усмотрел в городе? Увидал он труд в городе, науку,
увидал он город революции? Нет. Он увидал кабацкий город. Его подхватила
интеллигенция футуро-имажинистская, кабацкая богема уцепилась за него,
сделала из него вывеску и в то же время научила его нюхать кокаин, пить
водку, развратничать.
Пришла революция. Первое время революции принесло с собой какой-то
колоссальный гром. Есенин почувствовал, что где-то что-то сыплется — стекла,
камни, железо.
Почему? Чорт его знает, почему. Но кабак остался, хоть и покривился, в
кабаке остался Есенин. Здесь начался третий период, когда он задумался
прежде всего потому, что гром революции ударил ему в уши. Во-вторых, ему
стало страшно перед кокаином, водкой, развратом, которые пожирали его тело,
душу и талант. Он рванулся тогда к новой жизни, к революции; и в одном
замечательном стихотворении он пишет: "Хотел бы я, задрав штаны, бежать за
комсомолом". Вот чего он хотел тогда. Бросить все и бежать за комсомолом,
чтобы спастись.
Он обращался ко всем нам, и ко мне в том числе, и просил: спасите — я в этом
хулиганстве, в этом надрыве нервов, которые жаждут кокаина, погибаю.
Протяните мне руку!
Мы его отправляли в санаторий, старались помочь, приручить. Он садился за
томы Маркса и с трогательным неумением все это перечитывал, старался
приноровиться к советской общественности, иной раз писал недурные стихи,
большей частью холодные, потому, во-первых, что вникнуть в революцию,
понять, полюбить это гигантское дело для человека, который не рожден в ее
огне, не шутка; во-вторых, потому, что силы были подорваны. Он говорил: что
вы хотите, у меня руки дрожат и зубы стучат, и я думаю об одном: надо опять
выпить, чтобы привести себя в порядок. Вот в каком положении был этот
человек.
И, когда он увидел, что утекают все его силы, что он становится своим
собственным надгробным памятником, когда он увидел, что он не может в новой
жизни найти свою собственную новую жизнь, что он выпотрошил свою кипевшую,
эту — теперь опустошенную, в хулиганстве утопающую жизнь, он решил, что
лучше расправиться с собой, чем жить унылой, никчемной жизнью.
Что это? Это — великий урок для молодежи, который показывает, что даже такой
человек, как Есенин, когда он начинает поддаваться хулиганству и унынию,
готовит себе преждевременную кончину, преждевременную петлю.
А как восприняла это некоторая часть молодежи? Герой! Его смерть — укор
советской действительности, она показывает, что даже талантливые люди
кончают жизнь самоубийством. Если я разбил вчера морду или если я пьян, не
знаю куда себя деть, что с собою делать, то это потому, что я талантлив,
потому что я — избранный, потому что я — есенинец, а если меня угораздит в
петлю — то кланяйтесь мне в ножки! Вот как это было принято частью молодежи.
Вместо того, чтобы сказать: талантливый человек загубил себя, потому что не
нашел, — благодаря соблазну, пагубной страсти к кокаину и вину, хулиганству,
унынию, — путей к революции, стали говорить: и наше революционное время
оправдывает такую вещь, как самоубийство — посмотрите на такого талантливого
человека, как Есенин. Такое ложное преломление есенинщины показало
болезненное настроение некоторой части молодежи...
Из книги А. Луначарского "О быте". Л., 1927 г.
|