Большой Екатерининский дворец , г.Пушкин.Часть 1
Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского)
дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и
знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его
строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями
реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из
58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
[more]
В
1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском
Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось
строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под
названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак
завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время
которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и
крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой
типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное
сооружение.
Адольский И-Б.Г. "Портрет Екатерины I с арапчонком". 1725 или 1726.
Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант,
приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено
было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако
смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в
Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж.
Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный
архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за
строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции
возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли
(1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о
капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года
Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и
иностранным послам.
Портрет императрицы Елизаветы из Царского села в Историческом музее
Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760-1761
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной
пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая
лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела
празднично.
Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид,
львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям
скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались
пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное
крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.
На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов
червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац,
огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом
одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.
Столь
же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им
Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название
«золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до
середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в
Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания —
от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Ротари - Портрет архитектора Бартоломео Растрелли
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м
годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная
античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с
модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку
античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812).
Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал,
Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и
Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного
оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в
годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего
императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч.
Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая,
Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня
позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными
шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
Эдуард Гау. Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель)
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов
(1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат,
оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено
прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной
войне 1812 года.
Азиатская
комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в
транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната
Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в
«восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту
архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского
университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.
В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти,
отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции
царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого
князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II,
архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один
из самых ярких и цельных художественных интерьеров.
Гау, Эдуард Петрович - Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в
1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».
Бюст Ф.-Б. Растрелли
Золотые ворота
Решетка Парадного двора.
|