Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить.
П. Бажов
Кто же поспорит с тем, что малахит красив, даже очень и очень очень
красив! А почему он так называется, знаете? Сторонники разных версий
сходятся на том, что происхождение названия имеет греческие корни. Но
одни считают, что надо рассматривать слово «малахе», т.е. мальва, из-за
сходства окраски с ее листьями. Другие полагают, что вернее обратиться к
«малакос», означающему «мягкий». Но малахит называли когда-то и
по-другому – муррин. Современное наименование предложил в XVIII веке
швед Валлерий, но в России еще несколько десятилетий употребляли чуть
иное: «малахид» или «малакид».
Стоит отметить, что он действительно признается специалистами достаточно
мягким минералом. Но окраску имеет неоднородную и допускает тона как
самые темные, так и светлые. Передо мной сейчас лежит небольшой
ярко-зеленый кусочек малахита, и в зависимости того, светит ли солнце
или прячется за тучку, цвет его удивительным образом меняется.
А на срезах при любом освещении просматриваются круговые узоры. Они
похожи на глазки со зрачками, то совершенно круглых, то продолговатых. А
на одной из граней – надо же! – выточены самой Природой листочки
причудливой формы, резные, переливчатые. Да, удивительный камушек…
Человечество обратило внимание на малахит с давних-предавних пор. Еще
более 10 тысяч лет назад изготавливали украшения из него. Таков,
например, возраст подвески, обнаруженной археологами в долине Шанидар
(Ирак). Чуть моложе, с точки зрения масштабов исторического времени,
бусы из окрестностей славного города Иерихона – им, по мнению
специалистов, 9 тысяч лет.
Но древние, по нашим представлениям, люди додумались использовать дивный
минерал не только в ювелирном деле. Он использовался
художниками-рисовальщиками и резчиками, а также ремесленниками различных
областей производства, включая красильное, стеклодувное и даже
металлургическое: из этого камня выплавляли медь!
Древние египтяне растертый в порошок малахит смешивали с жиром и
применяли в косметике, совмещая искусство макияжа с гигиеническими
процедурами. Окрашивая веки такой мазью, они не только подчеркивали
выразительность глаз, но и проводили дезинфекцию, поскольку знали о
бактерицидных свойствах малахита. Умельцы Поднебесной декорировали
малахитом и изделиями из него помещения. Древние греки поступали также, а
также сделали малахит и облицовочным камнем в строительстве.
Затем эти умения были утрачены, а в средневековую пору интерес к
малахиту возобновился на почве повсеместно бытовавших представлений о
наступлении колдунов и ведьм, от которых нужно защищаться с помощью
специальных действий с определенными предметами.
В Европе стали распространяться малахитовые кресты, которые к тому же,
как считалось, облегчают роды. Малахитовые изделия или просто камешки
применялись для убережения младенцев от нечисти, избавления их от
бессонницы и ночных кошмаров; для предотвращения травм, связанных с
падением (как и бирюза). Минералу приписывались невероятные свойства
делать человека невидимым, давать ему дар понимания языка животных (для
этого надо было всего-то навсего испить из малахитовой чаши) и т.д.
Наконец, XVIII век стал переломным в отношении к малахиту, и случилось
это в результате открытия крупных месторождений в России. А ведь до тех
пор малахитовая порода в нашей стране использовалась, в основном, для
выплавки меди. Но вот на Урале найдены огромные залежи ее, и в числе
прочего, настоящие гиганты среди минералов. Так, на Гумишевском руднике
рудокопы оказались перед монолитом, весившим 2,7 тонны. Полуторатонный
обломок его был преподнесен в дар императрице Екатерине II, и ныне он
находится в музее петербургского Горного института.
Очень может быть, что читая эти строки, кому-то вспомнился малахитовый
зал Эрмитажа или бесподобную красоту малахитовых ваз оттуда же. Однако в
действительности, знаменитые вазы выполнены из стали, а затем обшиты
малахитовыми пластинами. Уникальность их заключается в искусстве
мастеров подобрать такие стыки пластин, чтобы узор с одной продолжался
на другой. Основой столь филигранной работы стала особая технология,
восхитившая весь мир и получившая название «русской мозаики».
Триумфом уральского малахита стало представление его в 1851 году на
первой Всемирной выставке в Лондоне. Всеобщее восхищение вызвал
малахитовый кабинет, состоявший из 76 предметов, производства
василеостровской фабрики Демидовых (эта фамилия вообще очень значима в
истории малахита). Двери в Русский павильон тоже были малахитовыми…
Но вслед за этим постепенно знать начала утрачивать интерес к минералу
(не так ли случается порой и с людьми?), поскольку приобретение мелких
изделий из него становится доступным для более низких слоев общества, и
работа с ним становится уделом кустарных промыслов. Тем не менее, на
Урале из скопившихся больших запасов камня начало развиваться
производство малахитовой краски, которая стала использоваться в
строительных и ремонтных работах, например, при окрашивании крыш зданий.
ХХ век – время активных научных исследований малахита, попыток создать
искусственный аналог камня. «Зачем?» – скажете вы. Увы, отечественные
запасы минерала истощаются. Сегодня основные залежи его находятся в
дальних странах: в Африке, Америке, Австралии.
А ведь когда то А.Е. Ферсман сказал: «Среди зеленых самоцветов есть еще
один камень, который может по праву считаться русским, так как только в
нашей стране открыты те громадные месторождения, которые прославили его
на весь мир. Это – малахит, камень яркой, сочной, жизнерадостной и
вместе с тем шелковисто-нежной зелени».
Не покинет ли свои российские владения Хозяйка Медной горы, воспетая в
сказах П. Бажова, которую уральские рудокопы звали еще и Малахитницей,
связывая с ней все удачи и невзгоды своего нелегкого труда в поиске,
добыче и обработке этого интереснейшего камня? Как думаете, надо нам
это?
|