В гостях у Бабухи-Ягухи...

Суббота, 18.05.2024, 09:28

Приветствую Вас Гость

Поиск по сайту

Теги

фото Стихи на немецком языке поздравления картинки Стихи на французском языке рецепты магия открытки Бабка - Ёжка ведьмочки чай стихи сказки Стихи на английском языке зима поздравление мудрые мысли душа любовь ностальгия дети Классики природа вкусняшки тесто ПРИТЧИ притча диета города и страны интересные факты Россия гадания ритуалы новый год Рождество Города скорбь дорога к храму у старости глаза печали с Новым годом ТВОЁ ИМЯ это интересно красота здоровье зверюги молитвы свечи цветы Ангел история животные старость юмор Германия приметы красиво иконы молитва ЖЗЛ Мифология черновики весна сказка огород дача черновик Самоделки Советы Библия ангелы картины мистика тест видео мама осень СИМОРОН Рамочки оч.умелые ручки ссср камни мифы праздники старики фантастика анимация домоводство мудрость гороскоп Мысли Пасха Мой дом стихи моей мамы церковь женщина Мой дом - моя крепость Легенды школа идеи Полезности

Опрос

Антивирус которым я пользуюсь
Всего ответов: 77

Статистика

Сколько онлайн: 1
Гостей: 1
Друзей: 0
Главная » Статьи » Я БОГУ ДУШУ ОТКРЫВАЮ... » ПОРА СОБИРАТЬ КАМНИ...

Ритуальные самоубийства старообрядцев

Картинка 132 из 406

Самосожжения старообрядцев

     Если обратиться к истории старообрядчества, то мы увидим, что,  начиная

с 70-х гг. XVII столетия, старообрядчество  истребило  десятки  тысяч  своих

приверженцев, в том числе и детей. И подавляющее  большинство  предало  себя

самосожжению.

     Во  второй   половине   1721   -   в   начале   1722   г.   центральные

правительственные  учреждения  направили  новые  указы  и   распоряжения   с

требованием скорее завершить запись раскольников в двойной оклад. 24 февраля

1722 г. последовала инструкция "О свидетельстве душ мужского  пола",  данная

генерал-майору П. Г. Чернышеву и определявшая порядок первой ревизии.

     Одной из неожиданностей для петровских  законодателей  явилось  упорное

нежелание старообрядцев, особенно  на  севере  и  востоке  страны,  признать

систему записи в двойной подушный оклад. Согласие уплачивать  двойной  оклад

рассматривалось многими из них как подчинение силам антихриста и помощь  им.

Стойкое нежелание быть занесенными в списки "слуг  сатаны"  характерно  было

для радикальных направлений  восточного  старообрядчества  в  течение  всего

XVIII и XIX вв.

     Непосредственное проведение  переписи  поручалось  военным.  В  тарские

скиты был послан отряд во главе с полковником А. И. Парфеньевым.  Экспедиция

полковника Парфеньева в глазах многих  явилась  новым  подтверждением  конца

света и привела к трагическим последствиям: она возродила в Сибири отчаянную

форму старообрядческого протеста прошлого XVII в. - массовые самосожжения.

     В своих донесениях правительству митрополит  Антоний  подчеркивал,  что

самосожжения  явились  протестом  против  введения  двойного  оклада  и  что

старообрядцы категорически  отказываются  как  платить  этот  оклад,  так  и

присоединяться к православной церкви.

     Первая после 80-х гг. XVII в. вспышка массовых  самосожжений  в  Сибири

явилась   ярким   показателем   напряженности   положения.    Жертвы    этих

самосожжений - беглые  крестьяне  или  крестьяне,  покинувшие  свои  деревни

непосредственно для самосожжения. В октябре 1722 г. тобольские  власти  были

обеспокоены первыми известиями о волнениях ишимских, ялуторовских, тюменских

крестьян. В этом районе осенью 1722 - весной 1724  гг.  произошли  следующие

самосожжения:

     гарь в деревне Зырянской Тюменского дистрикта  (незадолго  до  середины

октября 1722 г.), гарь в деревне Коркиной на Ишиме Ялуторовского  дистрикта;

крупное самосожжение на реке Пышме, в котором по слухам,  распространявшимся

в середине октября 1722  г.,  в  ялуторовских  деревнях  погибло  около  400

тюменских и ялуторовских крестьян; самосожжение крестьян 25 декабря 1722  г.

в деревне Ировской Абацкой слободы на Ишиме; 21 апреля  1723  г.  жители  10

дворов деревни Камышевской на Исети в количестве 78 человек собрались в  дом

отставного солдата Максима Дернова для гамосожжения, после уговоров  властей

7 из них оставили свое намерение, а остальные сгорели в начале мая; между 12

и 28 марта 1724 г. в болотистых лесах за рекой Пышмой сгорело  145  человек,

которые съехались сюда из различных тюменских и ишимских деревень; среди них

было несколько жителей города Тюмени.

     А. С. Пругавин, дореволюционный историк старообрядчества и сектантства,

в одной из своих статей, напечатанных в 1885 г. в журнале  "Русская  мысль",

попытался подсчитать число раскольников, обрекших себя  на  смерть  в  огне.

Только до 1772 г. сожгли себя заживо не менее  десяти  тысяч  человек.  Надо

отметить, что это число самосожженцев следует считать минимальным. Сообщая о

групповых  и  семейных  самосожжениях,  архивные  документы   весьма   часто

прибавляют  к  той  или  иной  цифре  слова  "и  прочих  с   ними".   Костры

самосожженцев вспыхивали и после 1772 г.  По  сведениям,  собранным  тем  же

историком, например, в 1860 г. сожгло себя 18 старообрядцев.

     Положение старообрядцев в России особенно изменилось  к  худшему  после

воцарения  на  престол  Екатерины.  В  1764  г.  царские  войска  разгромили

раскольничьи поселения на Ветке. В 1765 г. было предписано  вместо  откупных

денег брать с раскольников рекрут натурой (не стали исключением даже те, кто

находился в скитах). Указом  1767  г.  для  купцов,  записанных  в  расколе,

вводилось взимание двойного оклада с вносимых ими податей и прочих сборов  с

торгов и промыслов.

     В 1768 г., в противовес указу  Петра  III,  вновь  запрещалось  строить

раскольничьи церкви и часовни. Обосновывая это решение, владыки православной

церкви из Синода  писали:  "Правда,  что  в  Российской  империи  инославным

христианским религиям кирхи, публичные,  так  и  магометанам  свои  мольбища

иметь дозволяется; на раскольники не в пример, ибо от тех нашим православным

никакого повреждения не происходит", - иное  дело  от  популярных  в  народе

раскольников.

     При  этом  брался  путь  на  единоверие:  подчинение  независимого   от

государства старообрядчества официальной церкви.

     Указом 1764 г. освобождались от двойной  подати  те  раскольники,  "кои

православной церкви  не  чуждаются  и  таинства  церковные  от  православных

священников приемлют", а креститься же они могут и двумя перстами.

     Иерархи  официальной  церкви  именовали  раскол  "гидрой".  Уподобляясь

Гераклу, палачи в мундирах не только рубили, но огнем жгли  протестантов  на

кострах и в срубах. Вместе с этим нарастал и протест среди  раскольников.  В

ответ на разгром Ветки в 1764 г. вновь запылали срубы самосожженцев.

     В Олонецком  уезде  группа  крестьян-раскольников  вместе  с  какими-то

пришлыми заперлась в избе.  К  дому  подошли  староста  и  десятские,  стали

спрашивать о неведомых людях. Вместо ответа один из них  вышел  на  улицу  с

топором в руках, ударил десятского и отсек ему  руку.  Изумленная  толпа  не

шевельнулась. Незнакомец спокойно возвратился в избу и  захлопнул  дверь.  В

окнах вспыхнуло пламя. 15 человек раскольников погибло на этот раз в огне.

     В Новгородской  губернии  крестьяне  деревни  Любач  были  доведены  до

отчаяния. 35 человек  собрались  у  крестьянина  Ермолина  и  объявили,  что

сожгутся. Об их намерении сообщили властям. В деревню прибыл поручик Копылов

с командой солдат, архиереем и попом. Объявили самосожженцам, что  если  они

примут двойной оклад, то будут отпущены по домам без  всякого  наказания  за

сборище. Раскольники отвечали:

      - Ваша  вера  неправая,   а   наша   истинная,   христианская;   крест

четвероконечный  -  прелестный  (в  смысле  "прельщать"  -  авт.),  почитаем

осьмиконечный; да и в божественном писании у вас много неправостей,  и  если

нас станут разорять, то мы не сдадимся и сделаем то, что господь прикажет. А

ежели нас разорять не станут, то мы гореть не хотим. Пусть будет нам грамота

за рукою государыни, чтоб быть нам по-прежнему, а в двойном окладе не  быть,

и в церковь нас принуждать не будут.

     Вскоре к засевшим в избе присоединились еще 26 человек. Наступил  конец

августа. В огороде поспели овощи. Раскольники просили Копылова разрешить  им

пойти за капустой. Это им дозволили. Из избы вышли около 20 мужчин и  женщин

с ружьями, топорами, дубинами. Они  набрали  полные  мешки  овощей  и  снова

закрылись в избе.

     Сенат обо всем этом  доложил  императрице.  Они  предложили,  что  если

раскольники и дальше будут упорствовать, то забрать их силой и  отправить  в

Нерчинск. Но Екатерина решила по-другому: она  распорядилась  выбрать  среди

раскольников поумнее и направить их на переговоры. После долгих  уговоров  и

убеждений любачские раскольники разошлись по домам и  записались  в  двойной

оклад.

http://www.bibliotekar.ru/encSuicid/24.htm

Категория: ПОРА СОБИРАТЬ КАМНИ... | Добавил: Оксана (10.09.2011)
Просмотров: 717 | Теги: скорбь, ритуалы, дорога к храму | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]