Великий психолог и философ Карл Юнг говорил: сказка – это кодовый язык,
шифр нации. И если она глупит, то нарочно . Потому что должна быть
общедоступной .
Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Сами посудите:
Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в
поколение и почти в первозданном виде дошла до нас, людей XXI века,
значит, она несет в себе некое глубокое знание . А это знание, как ни
парадоксально звучит, заложено в хорошо известном персонаже –
Иване-дураке. Ему почему-то всегда везет. Его за что-то все любят и
помогают. И ему достаются все главные призы. В том числе и красавицы
царевны. Несмотря на кажущиеся безделье и легкий идиотизм. Почему? На
эти вопросы отвечает кандидат филологических наук, специалист по
психологии культуры Марина Князева .
– Марина Леонидовна, всякая сказка начинается с того, что герой
отправляется в путь. Куда и зачем идет герой западных сказок, а куда –
наш?
– Иностранный сказочный персонаж идет затем, чтобы состояться в этой
жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с
четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро
его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все
его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и
богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации –
идея личного преуспевания.
Наш же герой отправляется в путь со странными задачами вроде пойти
туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека
глупее себя. Импульс его движения – самопознание. Наш герой всегда
отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи –
освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной
жалостливости – наша культурная установка.
В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И
поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной
проблемой то медведь, то лисица, то муравей.
Глубинный
смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему .
Вот вам механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой
судьбе.
– Дурак – это отнюдь не характеристика умственных способностей, –
продолжает Марина Леонидовна, – а прежде всего нарицательное русское
народное имя. Такое же, как Мужик. И его характерная особенность –
склонность к риску, вызванная наплевательским отношением к собственной
персоне.
Во многих сказках братья идут выручать кого-либо. И попадают на
распутье трех дорог. Умные братья выбирают самое приятное, хорошее для
себя – жениться. Встречают прелестных девиц, они их кормят-поят. А в
итоге сбрасывают в подвал.
У Ивана нет мысли, что он самый умный. И что он должен получить лучший
кусок. Поэтому на распутье он выбирает «направо пойдешь – жизнь
потеряешь». И оказывается победителем. Царевна и все царство в придачу –
всего лишь побочные эффекты его движения.
Мораль: выигрывает тот, кто больше ставит на кон.
Как правило, Иван в пути встречает старичка. Тот дает ему мудрый совет,
которому Иван беспрекословно следует. Это говорит о том, что Иван-дурак
обладает даром слушания. Умный же сам все знает, поэтому и гибнет.
Знание и сила в сказке расщеплены. Мудрость бездейственна, она накоплена
или в старике, или в Царевне-лягушке, или в Коньке-Горбунке. И они
передают ее Ивану. То, что выдает себя за ум, – это и есть как раз
глупость.
– Всех русских богатырей тоже можно считать дураками, потому что они простодушны, как дети?
– В каком-то смысле да, ведь истинная сила по сказке бесхитростна.
Вспомните, богатырь побеждает в схватке, а затем его уничтожают хитрые
противники и приписывают себе его победы и получают его награды. Почему?
По русской сказке так: сила и хитрость не соединяются. Тот, кто
совершает подвиг, не хитрит. Это и есть разгадка формулы «почему дураку
везет».
Что ни царь, то больной
– Почему русский царь в сказках всегда немощен и глуп?
– Этим персонажем сказка поднимает ценность самостоятельности человека.
Хороший – значит самостоятельный. А царь зависим от своих подданных,
поэтому его все обманывают. Глупый царь инфантилен. Как капризный
ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки. Он хочет
жениться на девице-красе, но сначала испробует Ивана в кипящей воде.
Иван выходит красавцем, а царь сваривается. Потому что Иван прошел все
трудности, которые его психически закалили. Поэтому и кипяток ему
нипочем. А царь погибает, потому что сказка не любит инфантильных.
– А в другой сказке царь наказан тем, что его дочь – царевна Несмеяна. Дети тут царские при чем?
– Эта депрессивная девушка – признак наследственного вырождения всех
великих царских родов мира. Почему Иван вылечивает Несмеяну? Здесь
получается такой обмен – не Иван получает в приз царство и невесту, а
царь получает в приз здоровые народные гены. И этот брак спасает царскую
семью от вырождения, а страну – от смуты. Это скрытая форма героизма.
– Какая, на ваш взгляд, сказка актуальна сегодня?
– Сказка о правде и кривде, где два мужика поспорили о том, как
правильно жить. Сначала, как водится, «социологический опрос» на дороге.
Купец так отвечает: «Не обманешь – не продашь». Поп по правде тоже
прожить не может. Потом мужики в путь-дорогу отправились. Тот мужик, что
по кривде живет, чего-нибудь да и промыслит – то хлебца, то сальца. А
правдоискатель – голодный: «Дай кусочек – я тебе все, что хочешь,
отдам».
Кривдоискатель дал поесть, но товарищу за это глаз выбил, позже он так
же и второго глаза лишил компаньона. А потом рассмеялся и бросил мужика
на дороге. Так он доказал правоту кривды – мы в России сейчас находимся
в этой точке .
Дальше покинутый и обезображенный мужик ползет в лес, встречает
старика, который помогает ему прозреть и указывает дерево, на котором
собираются духи. Под этим деревом правдоискатель узнает, как вылечить
царскую дочь: надо принести Смоленскую икону Божией Матери, которая у
одного купца на воротах висит. Наш мужик идет к купцу, честно за три
года отрабатывает эту икону, вылечивает дочь, женится, становится царем.
Едет он однажды в своей царской карете и видит своего
соседа-кривдоискателя. Он так же беден и работает на том же поле. Наш
мужик рассказывает ему свою историю. Тот бежит под то же дерево, где
живут духи, и те разрывают его на части.
Мораль: по лжи можно просуществовать, но на своем же низком уровне, а
для того, чтобы получить суперприз, надо большое страдание претерпеть и
сохранить верность своим убеждениям .
Россия
сегодня – как витязь на распутье: налево пойдешь – вернешься в
советское прошлое, прямо – пойдешь по колониальному пути развития,
направо – станешь самобытной державой. Но при этом выборе нельзя
забывать народную мудрость сказки: чем страшнее выбор, чем больше ты
готов отдать, тем больше выигрыш.
|