|
Двоечники – шумные и непоседливые хулиганы, а отличники – тихие
зубрилки? Неправда, выяснили ученые. Все наоборот: скромные и тихие дети
в большинстве своем хуже учатся. Особенно это касается
младшеклассников. Если ребенок смущается, он почти не участвует в
общественной жизни класса, плохо строит отношения с учителями и хуже
усваивает новый материал. Несмотря на распространенный образ двоечника
как буйного и подвижного ребенка, хуже учиться начинают болезненные и
слабые дети: они часто пропускают занятия, не успевают позавтракать
утром, а на первых уроках
просто спят.
Ученые Университета Майами доказали, что чересчур спокойные ученики
начальной школы показывают худшие результаты в учебе, чем их более
веселые, шумные и уверенные в себе одноклассники. Причем такая
зависимость сохраняется на протяжении нескольких лет.
Специалисты-психологи обследовали 4100 детей в возрасте от 4 до 14 лет.
Ученые проследили их психологическое состояние и проанализировали
школьные успехи. Оказалось, что тихие и застенчивые, вопреки
стереотипам, учатся хуже.
«Если ребенок смущается, он почти не участвует в общественной жизни
класса, не играет с детьми на переменах. Не выстраивает нормальные
отношения с одноклассниками, - говорит Элизабет Белл, доктор психологии,
один из авторов исследования. - Из-за этого они хуже вовлечены в
образовательный процесс, который в младшей школе на 70% связан с
игровыми практиками и методами, требующими взаимодействия учеников между
собой».
Ученые призывают родителей акцентировать внимание на психологической
подготовке ребенка к школе – научить его дружить, не бояться других
людей, решать возникающие конфликты со сверстниками. Это гораздо важнее,
чем научить его читать или писать, подчеркивают психологи.
Российские педагоги и медики добавляют: повышенная утомляемость и плохое
оценки – частая проблема детей, которым родители не уделяют достаточно
внимания. Около 14-15% школьников не могут хорошо учиться из-за
сниженной работоспособности, стрессоустойчивости и повышенной
утомляемости. Причины такого состояния организма – как ни странно,
дефицит родительской любви.Государственный институт новых форм обучения
провел исследования 5 тысяч детей в Вологде, Петропавловске-Камчатском и
Москве, которые показали: у детей, которым родители не уделяют должного
внимания, успехи в школе снижены почти в четыре раза. Причем не важно,
по каким причинам родители не занимаются ребенком - ведут асоциальный
образ жизни или заняты бизнесом 24 часа в сутки. И у маргиналов, и у
самых успешных бизнесменов дети одинаково страдали от нехватки общения с
самыми главными людьми в их жизни – мамой и папой.
Специалисты заостряют внимание еще на одной проблеме: сбалансированном
питании и полноценном отдыхе ребенка, которые являются необходимым
условием успешной учебы. Иногда дети становятся троечниками и
двоечниками просто потому, что не могут полноценно отдохнуть дома или не
успевают позавтракать утром. На первых уроках они просто спят, а ко
второму-третьему не могут думать ни о чем, кроме еды, и чувствуют
слабость.
Помогут таким страдальцам умеренные физические нагрузки, хорошее питание
и поливитамины. Хорошо, если хотя бы один день в неделю – к
примеру,субботу или воскресенье, ребенок сможет полностью отдохнуть от
уроков и внеклассных занятий.
Какие еще нестандартные способы помогают повысить успеваемость ребенка в
школе? Во-первых, не усаживайте вашего школьника за рабочий стол, если
он предпочитает делать уроки где-то в другом месте. Возможно, ему легче
будет сосредоточиться на кухне, где вы готовите ужин для всей семьи –
там у него будет ощущение поддержки и тепла домашнего очага. Некоторые
дети любят учить уроки, лежа на полу. Это сомнительно с точки зрения
осанки и усталости глазных мышц, но если в этот момент ребенок повторяет
выученный урок, почему бы не позволить ему запоминать таблицу умножения
лежа? Некоторые непоседы, наоборот, скачут из угла в угол, словно их
мозг умеет работать только одновременно с руками и ногами. В школе
ребенок двигается мало – позвольте ему компенсировать этот недостаток в
домашней обстановке.
Во-вторых, понаблюдайте, какую информацию лучше всего усваивает ваше
чадо – слуховую, зрительную, или кинестетическую? Если ребенок обладает
слуховой памятью, для него не будет ничего лучше чтения вслух и
пересказов пройденного материала. Таким детям часто перепадает от
учителей за разговоры во время урока. Хотя они справедливо жалуются, что
разговаривают «по делу» - обсуждают только что сказанное на уроке с
друзьями. Им просто необходимо поделиться только что усвоенной
информацией, проговорить ее – иначе материал не запомнится.
Другие дети лучше владеют визуальной памятью, то есть усваивают
преимущественно зрительную информацию. Вот кому помигают разнообразные
схемы со стрелочками, таблицы и графики. Если ребенок просит вас купит
побольше разноцветных ручек и маркеров – не отказывайте. Выделение
цветом помогает таким детям систематизировать информацию.
С кинестетиками, наверное, будет сложнее всего. Это те ребятишки,
которым нужно все пощупать, попробовать на прочность. Они обожают
ставить эксперименты, клеить модели, делать вычисления на счетах и так
далее. Этих детей часто называют гиперактивными. На самом деле, ставить
диагноз «гипреактивность» может только психиатр, а дети-кинестетики
просто обладают живым умом и подвижностью.
Движение снабжает мозг кислородом, а необходимый отдых делает возможным переработку уже полученной информации и усвоение новой.
К сожалению, загрузка школьников «под завязку», особенно в раннем
возрасте, не ведет ни к чему хорошему: дети просто не успевают
восстановить силы, истощаются, в результате чего портится и
успеваемость, и здоровье.
|
|
|
|
|
|
|