Чистый четверг
В день Страстного Четверга Церковь вспоминает четыре главных православных события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Важнейшее евангельское событие – Тайная вечеря, на которой Христос
установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).
Как описывается в Библии, на Вечере Христос взял хлеб, благословил его и
подал ученикам со словами "Это есть Тело Мое …", затем, взяв Чашу,
благословил ее и сказал: "… это есть Кровь Моя …" и затем добавил: "Сие
творите в Мое воспоминание".
Омыв ноги своим ученикам, Иисус показал тем самым пример братской любви
и смирения. Молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, взятие под
стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи
Понтия Пилата – все эти события взаимосвязаны друг с другом и составляют
основное содержание богослужения Великого Четверга. С этого дня и до
воскресенья во всех православных храмах церковные службы посвящены
воспоминанию о земных страданиях Спасителя.
Богослужение в Чистый Четверг еще называется "страстями" или "великим
стоянием", так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время
чтения Евангелий, все стоят с зажженными свечами. В России существовал
обычай, кое-где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми
стояли во время 12-ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в
лампадах до Пасхи
В Великий Четверг обычно все православные христиане причащаются. В
России до 1917 г. большинство православных причащалось только в Великий
Четверг – один раз в год; сейчас причащаются чаще, но причащение в
Великий Четверг все же остается совершенно особенным. После богослужения
все подходят к Распятию и сделав три земных поклона, целуют его и
уходят из церкви.
В Великий Четверг в Православной Церкви издавна совершается чин
мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых
Патриарх благословил, варят и благословляют миро – особое благоуханное
деревянное масло с красным вином, сваренное из различных смол и
благовоний. В православной христианской церкви приготовление святого
мира составляет предмет особой важности, так как миро используется при
таинстве Миропомазания, которое происходит один раз в жизни
православного христианина – после крещения (через помазанье верующим
сообщается благодать Святого Духа).
В Великий Четверг также происходит заготовление Запасных Даров для
причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии
Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в
форме храма), который называется дарохранительницей. Дарохранительница
стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года
берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец –
дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может
придти в храм и причаститься в храме.
С Великого Четверга начинаются приготовления к Пасхе. Большое значение
придавалось в этот день омовению. Воду брали рано утром, до восхода
солнца. Набрав воды, женщины сначала обливались сами, затем обливались
муж и взрослые дети. Маленьких детей мыли в избе подогретой водой.
Считалось, что исполнившие этот обряд не будут болеть весь год. В
некоторых местах умывались с серебра, положив в воду какой-нибудь
серебряный предмет (монету, кольцо). Делалось это для того, чтобы жить
богато.
Считалось, что если в Чистый Четверг вымоешь полы, весь год в избе
будет чисто. Также украшали избу: расстилали чистые праздничные
половики, развешивали красивые полотенца и занавески. Закончив с
убранством избы, обязательно красили яйца и готовились к пасхальному
столу – затворяли тесто (в куличное тесто кладут много яиц, взбитых в
пену белков, много сливочного масла и сахара), начинали подготовку к
изготовлению пасхи.
О Чистом Четверге сохранились суеверные представления, имевшие корни в
языческой старине. В России множество обрядов Великого Четверга было
связано с желанием очистить дом, огород, двор от грязи, накопившейся за
зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие
напасти. В самых разных местах принято было собирать можжевельник и
окуривать им внутренние помещения, огород, вымя коровам и козам, бочки
для огурцов и капусты. Иногда через дымящийся верес (можжевельник)
прогоняли скотину и перешагивали сами, это считалось очень действенным
средством против болезней и нечисти.
В Великий Четверг готовили "четверговую" соль. Обычную крупную соль
обжигали в печи, или духовке, иногда с квасной гущей и в ночь на четверг
вместе с хлебом ставили на стол. В Пасху ее подавали к столу. Часть
соли хранили до посева, а также давали скоту перед выгоном на первый
выпас. Этот влившийся в Великий пост обряд имеет глубокие
древнеславянские корни и связан с сезонными крестьянскими работами.
Крестьяне объясняли, что такая соль была очищена от скверны, т. е. от
прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными
свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство для людей и
для скота. По поверью, соль оберегала от несчастий, сглаза и нечистой
силы.