Доля и Недоля - счастье и несчастье, судьба и несудьба, удача и неудача.
В древности это были две сестрицы, девы судьбы, - небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека.
Но у доброй Доли, красавицы, улыбчивой помощницы богини Макоши, текла с
веретена ровная, золотистая нить, в то время как угрюмая, кудлатая
Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную.
Виктор Корольков
Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая, одним - дар,
талант, другим - бесталанность. Не зря говорят в народе: «Не в воле
счастье, а в доле», «Недоля сталась - напасть досталась», «Тркить о
своей доле - что ветра искать в чистом поле».
Говорят, приветливая Доля может завести поначалу дружбу со всяким
человеком, но, разобравшись в его натуре, уходит от злодея или ленивца.
В глубочайшей древности само слово «бог» означало «доля», «судьба», «участь».
У сербов подобных сестер зовут Среча и Несреча.
Среча - красивая, добрая девушка, заботливая, ловкая: она крепко держит в своих ласковых руках нить человеческой жизни!
Несреча - седая старуха с мутным взором, которая прядет слишком тонкую,
легко обрывающуюся нить. Об этом есть и поговорка: «Несреча танко
пряде», то есть тонко, плохо прядет, и нить ее непрочная.
В древнегреческой, древнеримской и скандинавской мифологии также
существуют пряхи, девы судьбы: Парки, Мойры, Норны, но их по три сестры:
две прядут нить жизни, а третья безжалостно обрывает ее.
У южных славян есть также Суденицы - девы жизни и судьбы, которые
определяют судьбу человека при его рождении. Едва родится младенец, в
избу приходят три сестры и нарекают новорожденному судьбу. Затем они
тихо удаляются.
Если в то время в окошко заглянет месяц, то в его лучах можно разглядеть
их зыбкие очертания и воздушные одеяния. То, что присуждают Суденицы,
никакая сила не может изменить.
Сходны с ними вещие жены, нарекающие судьбу младенца, именуются они орисницами.
Обычно это молодые красавицы, одетые в белые платья, или древние
безобразные старухи; иногда вместо платьев они покрыты перьями.
Живут они на краю света, где небо сходится с землею, и прилетают к
новорожденным детям на третий день, дабы наделить младенца Долей или
Недолей. Их предсказания слышит только мать ребенка и близкие
родственницы, которым запрещено разглашать пророчество - иначе онемеешь
или окаменеешь. Обычно орисницы долго спорят между собою, какую судьбу
назначить младенцу, поэтому люди заведомо готовятся к их прилету,
стараясь умилостивить: не гасят огонь в спальне, кладут под подушку
ребенку сладкую лепешку, кольца, серьги, одевают в рубашку отца...
По поверьям белорусов, всякий человек имеет свою Зирку, которая, как
дух-хранитель, неотступно находится при своем избраннике. Собственно,
«зирка» значит звезда, но в народе под этим именем слывет богиня
счастья.
Колесо Фортуны
Эдуард Берн-Джонс
«СМИРИСЬ И НЕ РОПЩИ!»
Жили два брата - младший в довольстве и счастье, а старший в горе и
бедности. Настало лето. Старший брат нанялся у младшего убирать хлеб.
Однажды приходит он на поле и видит: женщина в нищенском рубище ходит
между копнами, выдергивает самые крупные и рясные колосья из снопов,
полученных старшим братом за работу, и втыкает их в снопы младшего.
- Кто ты? - спросил бедняк возмущенно. - Что тут делаешь?
- Я - Доля твоего брата, его судьба. Он спит, а моя обязанность - денно и
нощно трудиться на него, как на своего господина. С самого рождения его
до смерти я ему верна слуга. Берегу его от опасностей, лелею его детей.
Окропляю его поля и огород росою. Гоню ему рыбу в сети, рои пчел - в
улья. Охраняю от хищного зверя и холю его скотину. Привожу к нему
купцов, набиваю цену на его товар.
- А как же моя судьба? Почему она не заботится о моем благополучии?
- Твоя судьба Недоля - белоручка. Она знай спит днем и ночью, так что ты
обречен на бедность. И сколько бы ни пытался облегчить свою судьбу,
тебя везде и всегда будут преследовать Лихо, Горе, Злосчастье, Беда,
Нужда, Кручина. Смирись, несчастный, и неропщи.
Потому и гласит пословица: «Хорошо тому жить-поживать, чья доля не любит спать!»
*****
Русское слово «Бог» родственно индийскому bhagas, где «bhag» означает «делить».
То есть Бог — высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами, счастьем.
Слова богатый (на санскрите — бхагават) и богатырь имели смысл: бог одарил их благополучием или силой.
Наоборот, отрицательная частица означала, что бог не дал счастья этому
человеку и потому он убогий (бедный, болезненный слепой, калека), небога
(бедняк, сирота) или вовсе небожчик (покойник).
В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух
рожаниц - счастливую Долю и лихую Недолю (Храм Спаса на Ильине, Великий
Новгород и др.)
Судьба слепа, говорили: «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит», — то
есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору.
Считалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить с помощью определенных ритуалов.
Например, не следовало проходить под поваленным деревом — «долю себе
убавишь». Существовал ежедневный обычай, когда главный в семье
подтверждал долю домочадцев: нарезал каравай и вручал каждому его часть,
большую или меньшую. Часто герои сказаний отправлялись в дорогу, чтобы
свою долю найти, то есть изменить ее на лучшую.
Но Доля бывает разной, уж кому какая выпадет, когда человек появляется на свет: в лихую годину или в счастливый час.
Слово счастье имеет в виду часть высшего дара, большего или меньшего.
А доля — не только судьба, которой наделяют, но и богиня, воплощенная идея Всевышнего.
Идея судьбы-слуги была известна еще в Древнем Египте, где каждый
человек, когда подходил срок отправляться в мир иной, прихватывал с
собой куколку — ушебти (у богатых египтян их было несколько). На том
свете, как и на этом, нужно было работать — возделывать поля. Ежедневно
боги-смотрители устраивали перекличку, а за душу умершего откликалась
его ушебти. Она же и работала потом без устали за хозяина, пока тот
отдыхал в тенечке.
В Риме Доля называлась Фортуной и имела такое же значение.
Позже, в христианские времена, Доля и Недоля, Счастье и Злосчастье стали
восприниматься как две силы, влияющие на человека: светлая — ангел,
стоящий за правым плечом, и темная — черт, выглядывающий из-за левого
плеча.
Потому-то, когда случится что-то плохое, в этом видят проделки черта и трижды плюют на него через левое плечо.
|