В гостях у Бабухи-Ягухи...

Воскресенье, 05.05.2024, 01:53

Приветствую Вас Гость

Поиск по сайту

Теги

фото Стихи на немецком языке поздравления картинки Стихи на французском языке рецепты магия открытки Бабка - Ёжка ведьмочки чай стихи сказки Стихи на английском языке зима поздравление мудрые мысли душа любовь ностальгия дети Классики природа вкусняшки тесто ПРИТЧИ притча диета города и страны интересные факты Россия гадания ритуалы новый год Рождество Города скорбь дорога к храму у старости глаза печали с Новым годом ТВОЁ ИМЯ это интересно красота здоровье зверюги молитвы свечи цветы Ангел история животные старость юмор Германия приметы красиво иконы молитва ЖЗЛ Мифология черновики весна сказка огород дача черновик Самоделки Советы Библия ангелы картины мистика тест видео мама осень СИМОРОН Рамочки оч.умелые ручки ссср камни мифы праздники старики фантастика анимация домоводство мудрость гороскоп Мысли Пасха Мой дом стихи моей мамы церковь женщина Мой дом - моя крепость Легенды школа идеи Полезности

Опрос

Вы пишите стихи?
Всего ответов: 228

Статистика

Сколько онлайн: 1
Гостей: 1
Друзей: 0
Главная » Статьи » ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО... » СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Славянская мифология. Брачный обряд.
 







http://www.family-holiday.ru/images/svadba-rus.jpg

Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием, предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к повелителям земных и небесных стихий:

«Встану я при свете месяца ясного, до восхода солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Как со ясна неба летит огненная стрела, той стреле помолюсь-покорюсь и спрошу ее:
- Куда полетела, огненная стрела? - В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье. -
О ты, огненная стрела! Воротись и полетай, куда я тебя пошлю.
Есть на святой Руси красна девица Василиса. Полетай ей в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, в сахарные уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день - при солнце, на утренней заре, при младом месяце, на ветре-холоде, на прибылых днях и на избылых днях, отныне и довеку!»



Врачующиеся назывались сужеными, ибо союз (от слова «узы» - они были скованы совместными цепями брака, символом которого были обручальные кольца) их зависел от божьего суда.
Но божий суд - это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в брачном обряде.
Молодые, заключавшие любовный союз, должны были трижды обойти на капище вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был гореть в их сердцах.
Затем их обливали водою из жертвенного родника: подобно тому как Отец-небо изливает на Мать Сыру Землю свои животворные струи.
Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке «Царевна-лягушка» царь велит своим сыновьям взять по стреле и пустить в разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь.



З. Лаврентьев. Сваты. Русь языческая.

Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью косу. Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую брачную ночь.
На них вешали собольи и куньи меха - как символ богатства. И стрелой же снимали поутру покров с молодой, дабы удостовериться, что до свадьбы она хранила целомудрие.
Свадьбы обычно начинались с 1 сентября, а чаще справлялись с 1 октября.
В христианские времена закончить их старались до 15/28 ноября, до начала Рождественского поста.
После Святок снова начинались свадебные недели, но они прекращались на Масленицу, Великий пост и Пасхальную неделю.
Впрочем, Красная горка считалась исключением - ведь впереди май, когда жениться - всю жизнь маяться, а потом страда - не до свадеб...


Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу.

БРАЧНЫЙ ОБРЯД
СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ

Не было ветру, вдруг навенуло,
Не было гостей - вдруг наехало:
Полон двор, полна горница;
Наступили на новые сени -
Обломили сени новые,
Раздавили чару золоту,
Упустили соловья из саду.

Восплакалась свет Марьюшка:
«Свет-то мои сени новые!
Свет-то моя чара золота!
Свет-то мой соловей из саду!
Кто ж меня рано будить станет?
Рано будить, поздно утешать?»

«Да я у тебя соловей на руке,
Я у тебя, Иван Васильевич!
Я тебя стану рано будить,
Я тебя стану поздно утешать!»

Настает пора женить молодца: в доме нужна работница. Отец с маткой уже поговаривают между собою, перебирают девок и их пожитье, а парень их Власка давно сам уже присматривает за девушками.

По решении целою семьею останавливаются на выборе девки и, с согласия своего Власки, сбираются в дом невесты на погляжье.


Шибанов Михаил. Празднество свадебного договора. 1777г

Родители невесты ласково встречают гостей и сажают на места. Поговорив немного о чем-нибудь, делают такой вопрос: «Ну, что ж, добрые, как изволили к нам пожаловать: по-хорошу али по-худому?» Родители жениха, откланиваясь, говорят, что «пожаловали по-хорошу, вашу девку смотреть да подымнячать (т. е. посмотреть на житье и достаток), коли найдется согласье; вот, у нас парень, а у вас девка, можа и полюбятся».

За сим отец приказывает матери вывести дочь-невесту, которая все это время сидела за пологом или в другой светелке. Невесту усаживают против жениха, поближе к нему, а сами заводят какой-либо общий разговор, давая этим временем поговорить между собою жениху и невесте.

Побеседовав, семья женихова молится Богу и сбирается домой. Распростившись, выходят в сени, где и начинается окончательное совещание.
Спрашивают Власку: по нраву ли ему девка? Если не пришла по нраву, выходят на двор, садятся в свои экипажи и отправляются домой; семья же невестина не выходит проводить гостей.
Если же жених скажет, что невеста ему по нраву, то родители отвечают: «Тебе хорошо, а нам удвое хорошо», и тогда, помолясь, возвращаются в избу, снова молятся Богу и заявляют, что «пришли с миром и согласием».
Если невестины родители во время отсутствия жениховой семьи пришли тоже к согласию, то принимают ее с большою ласкою и усаживают за стол на почетные места, после чего родители передают друг другу свое согласие с большими поклонами и приветствиями, и тотчас же отец жениха достает из кармана деньги, сколько определил на приданое невесте, и кладет на стол, рассыпая их. Это называется «поклажье». Деньги эти тут же отцом невесты убираются в сундук.

«Приступим, помолясь Богу, к делу, что ж тянуть-то?» — говорит, наконец, отец жениха.
Тогда начинают креститься; невестин отец вынимает из божницы икону, зажигает свечу и выходит в сени, а за ним и все. В сенях женихов отец ставит обручающихся рядом ближе друг к другу и накрывает их тулупом или армяком, но последним реже.
Покрыв, отбирает от них кольца, какие имеют, произносит молитвы и причитывания, различные напутствования и благословения, меняя между ними три раза кольца; потом снимает с них покрывало и предлагает помолиться перед иконою и поцеловать ее. Присутствующие также крестятся и читают шепотом молитвы.


Крестьянская помолвка. Гравюра А. Зубчанинова по рисунку Н.И. Соколова

Поклонившись иконе, обрученные падают на колена перед стариками и кланяются им в ноги, после чего родитель жениха предлагает им поцеловаться три раза, чем и кончается обряд обручения.

Возвратясь в избу, ставят икону на место и, помолившись, усаживают обрученных за стол, а за ними и прочих членов семейства. Хозяин и хозяйка первым долгом считают обнести присутствующих водкою, подав на стол закуску, какую Бог послал.


Константин Егорович Маковский
Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883

При выпивании водки говорят: «Горько», значит, обрученные должны целоваться, т. е. подслащивать. С этого дня в доме невесты начинаются вечерки, на который сбираются девки и парни. Тут они пляшут, возятся, поют песни, шьют приданое и угощаются тем, кто что принесет. Такие вечерки продолжаются до дня свадьбы.
Категория: СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ | Добавил: БабухаЯгуха (07.03.2011)
Просмотров: 1130 | Теги: Мифология | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]