Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием,
предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к
повелителям земных и небесных стихий:
«Встану я при свете месяца ясного, до восхода солнышка красного, в
чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное
небо. Как со ясна неба летит огненная стрела, той стреле
помолюсь-покорюсь и спрошу ее:
- Куда полетела, огненная стрела? - В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье. -
О ты, огненная стрела! Воротись и полетай, куда я тебя пошлю.
Есть на святой Руси красна девица Василиса. Полетай ей в ретивое сердце,
в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, в сахарные уста, в
ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день - при
солнце, на утренней заре, при младом месяце, на ветре-холоде, на
прибылых днях и на избылых днях, отныне и довеку!»
Врачующиеся назывались сужеными, ибо союз (от слова «узы» - они были
скованы совместными цепями брака, символом которого были обручальные
кольца) их зависел от божьего суда.
Но божий суд - это еще и испытание огнем, водой и оружием при
сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы)
присутствовали и в брачном обряде.
Молодые, заключавшие любовный союз, должны были трижды обойти на капище
вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был гореть в их
сердцах.
Затем их обливали водою из жертвенного родника: подобно тому как Отец-небо изливает на Мать Сыру Землю свои животворные струи.
Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке
«Царевна-лягушка» царь велит своим сыновьям взять по стреле и пустить в
разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь.
З. Лаврентьев. Сваты. Русь языческая.
Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью
косу. Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую
брачную ночь.
На них вешали собольи и куньи меха - как символ богатства. И стрелой же
снимали поутру покров с молодой, дабы удостовериться, что до свадьбы она
хранила целомудрие.
Свадьбы обычно начинались с 1 сентября, а чаще справлялись с 1 октября.
В христианские времена закончить их старались до 15/28 ноября, до начала Рождественского поста.
После Святок снова начинались свадебные недели, но они прекращались на Масленицу, Великий пост и Пасхальную неделю.
Впрочем, Красная горка считалась исключением - ведь впереди май, когда
жениться - всю жизнь маяться, а потом страда - не до свадеб...
Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу.
БРАЧНЫЙ ОБРЯД
СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ
Не было ветру, вдруг навенуло,
Не было гостей - вдруг наехало:
Полон двор, полна горница;
Наступили на новые сени -
Обломили сени новые,
Раздавили чару золоту,
Упустили соловья из саду.
Восплакалась свет Марьюшка:
«Свет-то мои сени новые!
Свет-то моя чара золота!
Свет-то мой соловей из саду!
Кто ж меня рано будить станет?
Рано будить, поздно утешать?»
«Да я у тебя соловей на руке,
Я у тебя, Иван Васильевич!
Я тебя стану рано будить,
Я тебя стану поздно утешать!»
Настает пора женить молодца: в доме нужна работница. Отец с маткой уже
поговаривают между собою, перебирают девок и их пожитье, а парень их
Власка давно сам уже присматривает за девушками.
По решении целою семьею останавливаются на выборе девки и, с согласия своего Власки, сбираются в дом невесты на погляжье.
Шибанов Михаил. Празднество свадебного договора. 1777г
Родители невесты ласково встречают гостей и сажают на места. Поговорив
немного о чем-нибудь, делают такой вопрос: «Ну, что ж, добрые, как
изволили к нам пожаловать: по-хорошу али по-худому?» Родители жениха,
откланиваясь, говорят, что «пожаловали по-хорошу, вашу девку смотреть да
подымнячать (т. е. посмотреть на житье и достаток), коли найдется
согласье; вот, у нас парень, а у вас девка, можа и полюбятся».
За сим отец приказывает матери вывести дочь-невесту, которая все это
время сидела за пологом или в другой светелке. Невесту усаживают против
жениха, поближе к нему, а сами заводят какой-либо общий разговор, давая
этим временем поговорить между собою жениху и невесте.
Побеседовав, семья женихова молится Богу и сбирается домой.
Распростившись, выходят в сени, где и начинается окончательное
совещание.
Спрашивают Власку: по нраву ли ему девка? Если не пришла по нраву,
выходят на двор, садятся в свои экипажи и отправляются домой; семья же
невестина не выходит проводить гостей.
Если же жених скажет, что невеста ему по нраву, то родители отвечают:
«Тебе хорошо, а нам удвое хорошо», и тогда, помолясь, возвращаются в
избу, снова молятся Богу и заявляют, что «пришли с миром и согласием».
Если невестины родители во время отсутствия жениховой семьи пришли тоже к
согласию, то принимают ее с большою ласкою и усаживают за стол на
почетные места, после чего родители передают друг другу свое согласие с
большими поклонами и приветствиями, и тотчас же отец жениха достает из
кармана деньги, сколько определил на приданое невесте, и кладет на стол,
рассыпая их. Это называется «поклажье». Деньги эти тут же отцом невесты
убираются в сундук.
«Приступим, помолясь Богу, к делу, что ж тянуть-то?» — говорит, наконец, отец жениха.
Тогда начинают креститься; невестин отец вынимает из божницы икону,
зажигает свечу и выходит в сени, а за ним и все. В сенях женихов отец
ставит обручающихся рядом ближе друг к другу и накрывает их тулупом или
армяком, но последним реже.
Покрыв, отбирает от них кольца, какие имеют, произносит молитвы и
причитывания, различные напутствования и благословения, меняя между ними
три раза кольца; потом снимает с них покрывало и предлагает помолиться
перед иконою и поцеловать ее. Присутствующие также крестятся и читают
шепотом молитвы.
Крестьянская помолвка. Гравюра А. Зубчанинова по рисунку Н.И. Соколова
Поклонившись иконе, обрученные падают на колена перед стариками и
кланяются им в ноги, после чего родитель жениха предлагает им
поцеловаться три раза, чем и кончается обряд обручения.
Возвратясь в избу, ставят икону на место и, помолившись, усаживают
обрученных за стол, а за ними и прочих членов семейства. Хозяин и
хозяйка первым долгом считают обнести присутствующих водкою, подав на
стол закуску, какую Бог послал.
Константин Егорович Маковский
Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883
При выпивании водки говорят: «Горько», значит, обрученные должны
целоваться, т. е. подслащивать. С этого дня в доме невесты начинаются
вечерки, на который сбираются девки и парни. Тут они пляшут, возятся,
поют песни, шьют приданое и угощаются тем, кто что принесет. Такие
вечерки продолжаются до дня свадьбы.
|