Alexandra Goncharova .Славянская Богиня Лада
Лада - славянская богиня любви и красоты.
Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви,
но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо.
Все люди должна уметь ладить друг с другом.
Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой.
«Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности
ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват,
ладканя — свадебная песня.
И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.
Тогда же пели:
Благослови, мати,
Ой мати Лада, мати!
Весну закликати...
И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание
весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам.
Лада.Владимир Форостецкий
Литовцы и их соседи, летты, во время купальских празднеств славили Ладу.
Они пели: «Lada, Lada, dido musu deve!» («Лada, Лада, великая наша богиня!») — и приносили в жертву белого петуха.
Когда в XII веке до н. э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с
собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша
Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже
раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли
Латоной), матерью Аполлона и Артемиды.
Интересно, что Лето и ее дети оказывали помощь троянцам (родственному предкам русов народу) против ахейцев.
Затем она же воплотилась в возлюбленную Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров.
Лада (Священный зов)Андрей Клименко
Почему мы можем утверждать, что Лето и Леда это и есть славянская Лада, что у них общего, кроме сходства имен?
Во-первых, все три богини были связаны с культом белого лебедя,
священного животного Лады, имя которой означало, кроме прочего,
«лебедушка».
Зевс именно по этой причине явился к Леде в виде белого лебедя. А
литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену лебедя (в самом
деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей).
Обе гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня — Лель и Полель.
Но в славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. Сохранились
сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на
Подоле, стоял величественный храм Лады.
В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее
золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье,
перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные
орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали
груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами.
Здание храма было традиционно построено из «живого» материала — дерева
(эта традиция строго соблюдается, например, на Востоке — в Китае и
Японии), сплошь покрытого серебряными пластинами. Тысячи горящих свечей
отражались в этих серебряных плитах и сполохами освещали все вокруг.
Действительно, это было поразительное, неземное по красоте, зрелище.
Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков ,
Кайсаров ) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки
показания о ней Иннокентия Гизеля , который в своем "Синопсисе"
говорить:
"четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия,
жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе
добровеселие и любезно житие стяжати".
Гизель черпал свои сведения о языческих богах из книг польских историков Кромера и Стрыйковского.
Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде.
В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу.
В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие
польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из
припевки "ладо", встречающейся в народных песнях.
Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в
мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием
припевке "ай лену" (ai lenu) финикийских песен.
Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши
исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее
существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по
исследованию А.А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных народных
песен"), весьма сомнительными.
Достоверно только то, что припев "ладо" встречается в песнях весенних, летних и свадебных.
Формы припева разнообразятся: "Ай дид, ой ладо", "диди-лади,
ди-диладушки", "ой диди ладу", "диди ладой", "ой дид ладо", "ладо, ладо,
ладо мое" и другие.
Как в Саратовской губернии говорят "давайте дидикать", то есть играть
хороводные песни, от припева "диди", так сербохорватский припев "ладо"
дал производный глагол "ладати", то есть петь песни с этим припевом
накануне Юрьева дня.
Слово "лада" - старинное русское; в "Слове о полку Игореве" оно
встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских
песнях оно употребляется частью в женском роде ("я ищу себе ладу
милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво").
|