9 июля Лие Ахеджаковой, советской и российской актрисе театра и кино, Народной артистке России, исполняется 74 года
Ахеджакова
родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец был главным
режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он пел в
оперетте (у него был замечательный слух). Мать работала актрисой в том
же театре.
Это
было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли
каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где
бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и
увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер
какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в
другой город, а какая-то на месте играла.
Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых
клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная
туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле "Коварство и любовь".
Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему
театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как
"борзая", придет, ведро холодной воды на себя выльет - и опять в театр. И
сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и
туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В
городе много было туберкулезников - после войны эта болезнь
свирепствовала повсюду. И вот, мою маму, с четырьмя кавернами в легких,
затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в
корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение
двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а
она в этот день играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было
отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…"
Школу Лия закончила с золотой медалью.
УЧЁБА
В
первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как
она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла
даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в
Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора
года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей
нравилось больше чем учеба в институте. В конце концов, Лия решила все
бросить и уехать обратно в Майкоп.
Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова
избрала актерскую профессию - поступила в ГИТИС, который окончила в 1962
г.
Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском ТЮЗе,
поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Она стала
интересной актрисой, чистой травести. Лия Ахеджакова вспоминает: "Я
думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек,
Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но
оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня
"узкопрофессионально": травести и баста! Правда, у Павла Хомского я
сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе - бабушку. Это в
двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи,
которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в
"Винни Пухе"".
Лия Ахеджакова в роли секретарши Верочки в "Служебном романе"
СОВРЕМЕННИК
В
1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть в театре
"Современник". Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек
позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на
высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих
ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу
вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее "Коломбину". Эта
роль и переменила ее судьбу.
В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: "Виндзорские
насмешницы" Уильяма Шекспира - миссис Форд, "Крутой маршрут" Евгении
Гинзбург -Зина Абрамова, "Предупреждение малым кораблям" Теннесси
Уильямса - Леона Доусон, "Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа - Рахель и "Мы
едем, едем, едем..." Николая Коляды - Зина.
Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле
"Селестина". Пьеса написана маститым российским драматургом,
екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV
века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществляет сам автор, и это уже
его второй спектакль на сцене "Современника" (первая постановка -
спектакль "Уйди-Уйди" - вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова играет
главную героиню - колдунью и сводницу Селестину.
Николай Коляда: "Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру.
Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то
движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает.
Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней
много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело,
легко и смешно".
КИНО
С
1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях.
Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара
Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже
первая роль - Тани в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" -
была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы
к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно
комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество
и неустроенную судьбу героини.
Потом была секретарша Верочка в "Служебном романе" (1977), где
Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный
актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми
ролями, которые были созданы до этой картины.
В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она
не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным
драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии
Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла
нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику 91" в
номинации за лучшую женскую роль второго плана.
Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то
эпизод в ленте "Двадцать дней без войны" или главная роль в "Гараже".
Персонажи ее, вроде бы, не реальны, люди так себя не ведут, но
уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и
поверить в её гиперболы.
Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.
Лия Ахеджакова - актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому
тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему
обладают немногие. Комедийная стихия никогда не увлекает Ахеджакову
настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания, оттого её
героинь всегда сопровождают смех и боль. Среди других ярких артистов она
не теряется, а наоборот как бы раскрывает свой талант в своеобразном
творческом соревновании. Так в фильма Рязанова она снималась среди
плеяды замечательных актеров - Алисы Фрейндлих, Валентина Гафта, Олега
Басилашвили, Андрея Мягкова и других.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первым
мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных
киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в начале 95-го
года. С Ахеджаковой они расстались много лет назад. Летом 2001 года она
зарегистрировала свой второй брак. Ее новый избранник - достаточно
известный московский фотограф г-н Персиянинов.
ПАРУ СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актер
Михаил Жигалов: "В ней удивительным образом сочетаются открытость,
незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной
работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой
невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что
«выбить» ее может любая мелочь, а обидеть - любое неточно сказанное
слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий,
закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и
дальше.
|