18 апреля Светлане Немоляевой, советской и российской актрисе театра и кино, Народной артистке РСФСР, исполняется 75 лет
Светлана
Немоляева родилась 18 апреля 1937 года в Москве, в кинематографической
семье. Отец, кинорежиссер Владимир Немоляев, известен по фильмам
«Счастливый рейс», «Доктор Айболит» и др. Мама всю свою жизнь
проработала звукооператором на «Мосфильме». А брат Светланы, Николай
Немоляев впоследствии стал очень известным кинооператором.
Детство
будущей актрисы прошло на Плющихе. В доме Немоляевых часто бывали
Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Всеволод Пудовкин и клоун Михаил
Румянцев – знаменитый Карандаш. В такой творческой атмосфере и росла
Светлана.
Родители нередко брали Светлану с ее братом на съемки. А поскольку в
кадре порой должны были присутствовать детишки, то ребят задействовали в
массовке. Так и начиналось приобщение Светланы к миру кино. Полноценный
же дебют юной актрисы состоялся в восьмилетнем возрасте, когда она
снялась в роли Светочки в комедии Константина Юдина «Близнецы». Девочку
на съемках окружала практически родственная атмосфера – мама была
звукооператором на этом фильме, а главные роли играли хорошо знакомые ей
Целиковская и Жаров.
Несмотря на то, что до окончания школы Светлана снялась еще в
нескольких эпизодических ролях, родители всерьез не задумывались, что их
дочь станет актрисой. Но Светлана была таким самостоятельным товарищем,
что как-то сама все про себя решала. А может просто большую роль в ее
судьбе сыграл особый, династический талант. Талант преемственности,
который не просто генами передается, а еще и воспитывается самой жизнью.
ТЕАТР
Окончив
в 1958 году Щепкинское училище (курс Л.А.Волкова) Светлана Немоляева
поступила в московский драматический театр на Спартаковской
(впоследствии - на Малой Бронной). Но здесь она долго не задержалась.
Проработав один сезон, Немоляева перешла в Театр им. Маяковского, да так
и осталась там навсегда, став одной из ведущих актрис труппы.
Одной из первых ролей на сцене Маяковки стала трогательная Офелия в
шекспировском «Гамлете», которого поставил легендарный Николай Охлопков,
тогдашний руководитель театра. Затем, когда Маяковку возглавил не менее
сильный режиссер Андрей Гончаров, Немоляева создала целую галерею
разных персонажей: Марфуша в «Смерти Тарелкина», Инна в «Детях
Ванюшина», Елизавета Тюдор в спектакле «Да здравствует королева,
виват!», Серафима Корзухина в спектакле «Бег», Звездинцева в «Плодах
просвещения». Самыми же лучшими ролями этой выдающейся актрисы,
несомненно, являются: тонкая, неземная Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание»
Теннесси Уильямса и городничиха Анна Андреевна в гоголевском спектакле
«Ревизор». «Театр - мое счастье, мой тыл, моя крепость», - призналась
как-то актриса, счастливо улыбаясь.
ЗАБВЕНИЕ И ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Старт
«взрослой» кинематографической жизни актрисе дал Ленинград. Это был
фильм-опера Романа Тихомирова «Евгений Онегин» (1958), где Немоляева
сыграла Ольгу Ларину. Тогда она еще училась в театральном институте.
Юную актрису поселили в гостиницу «Астория», в потрясающий номер с
альковом и видом на Исаакиевскую площадь. И все сошлось – и девичья
влюбленность в Ленинград, и в удивительную музыку Чайковского и
поразительную поэзию Пушкина.
Дальнейшая «киношная» судьба Светланы Немоляевой оказалась
удивительной. После ошеломляющего дебюта в «Евгении Онегине»
кинематограф забыл об актрисе на долгие годы. Была, правда, пара ролей в
начале 70-х в проходных фильмах. Затем, в 1975 году, она сыграла с
Александром Лазаревым в фильме «Такая короткая долгая жизнь». Но эта
прекрасная картина режиссера Константина Худякова почему-то не прижилась
на большом экране, и герои замечательной супружеской пары тогда
остались незамеченными.
Актриса старалась не замыкаться на мысли, что с кино ей не повезло, и
ее второе пришествие на экран состоялось. Состоялось, когда Светлана
Немоляева была уже зрелой актрисой. Обычно все в жизни должно сложиться
смолоду. А тут, прямо какое- то аномальное явление - карьера в кино
началась с середины жизни. До этого актриса проходила огромное
количество проб, на всех студиях страны, но никуда не брали, а вот в
«Служебном романе» Эльдар Рязанов Немоляеву начал снимать без проб. Так с
роли Оли Рыжовой, женщины с не очень счастливой судьбой, можно сказать,
началась звездная кинокарьера Немоляевой. Яркое комедийное дарование
добавило красок в творческую палитру актрисы, которая по внешним данным
была обречена играть лирических героинь. Потом даже некий стереотип
сложился. Вот и «Гараж» - это вторая сторона той же женщины из
«Служебного романа». Здесь у героини Немоляевой даже нет имени, она –
«Жена Гуськова». И это не случайно. За внешним комизмом скрывается все
та же нелегкая женская судьба.
80 - е – 90-е годы
Словно
очнувшись от спячки, режиссеры стали наперебой приглашать Немоляеву на
самые разные роли. 80-е – начало 90-х – это пора расцвета актрисы.
Сколько интересных персонажей было ею создано! Актриса, импровизируя
перед камерой, вкладывала душу, оживляла образ, будь-то модистка мадам
Зизи в комедии «О бедном гусаре замолвите слово», актриса Нина
Васильевна Оссовская в киноповести «Вторжение», красавица Ирина в
телеспектакле «Родственники», или сварливая Матильда, жена Альфреда Илла
в картине «Визит дамы».
Героиням Светланы Немоляевой всегда были свойственны цельность,
женственность, искренность. При этом совершенно не важно – большая это
была роль или нет. Даже небольшие, проходные роли в исполнении актрисы
становились маленькими шедеврами. Взять хотя бы ее очаровательную,
добрую бабушку в приключении «Карантин»!? Диапазон ее персонажей всегда
был поистине широк. И когда надо ее героини могли становиться
величественными, как Королева Горжетта в сказке «Ослиная шкура»,
строгими, как Курихина в криминальной драме «Взятка. Из блокнота
журналиста В. Цветкова», или беспринципными, как Изольда Васильевна в
комедии «4:0 в пользу Танечки».
2000 – е годы
Новое
время принесло актрисе и новые роли. Она с наслаждением стала играть
характерных героинь. Вот в фильме по Дарье Донцовой «Евлампия Романова» у
Немоляевой была маленькая роль Виктории Павловны, - идиотическая до
предела. А у Валерия Ахадова в «Подмосковной элегии» актриса сыграла
редчайшую балду по имени Тата. Сыграла свой эпизод настолько
великолепно, что Ахадов не удержался: «Не могу с вами проститься», - и
придумал Немоляевой еще и вторую сцену. Без сомнения, актрисе такие
образы удаются блестяще. Удаются, наверное, и потому, что нравятся самой
себе.
Среди последних работ Светланы Немоляевой стоит отметить роль Раисы
Ивановны в мелодраме «Ленинградец. Чужая жизнь», мамы молодой
библиотекарши Ксении – главной героини в триллере «Блюз опадающих
листьев» и, несомненно, роль примы театра Тамары Аркадьевны в веселом
фильме «Артистка».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Замечательная
актриса театра им. Маяковского и кино, жена Александра Сергеевича
Лазарева и мать Александра Александровича Лазарева одновременно,
Светлана Немоляева просто не любит, как сейчас это модно, афишировать
свою жизнь и рассказы о себе. Она этого старается избегать, и старается к
этому не прикасаться. Жизнь, она ведь строит разные препятствия, делает
подарки хорошие и плохие. Особенно у актеров, когда они связаны с
партнером или партнершей.
«Но когда есть в твоей душе тот самый стержень любви и семьи, и когда
ты понимаешь, что это самое главное в жизни, то, естественно идет
определенная работа. И это, наверное, здорово! И хорошо, если ты с этой
работой как архитектор по строительству своего дома справляешься,
обоюдно особенно. Вот и получается какое-то вознаграждение потом в
жизни. Это твой дом, твоя семья, это твой тыл. Тебе всегда хочется
укрыться и скорее прибежать, сказать, рассказать, поделиться», - эта и
есть главный принцип жизни прекрасного, душевного человека Светланы
Владимировны Немоляевой.
Светлана Немоляева с мужем Александром Сергеевичем Лазаревым (ныне покойным)
|