|
Женские персонажи в славянской мифологии.... ЖАР-ПТИЦА — в славянских сказках
чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это
царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена,
ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Можно
предположить, что Жар-птица связана с другими мифологическими
персонажами: Рарогом, Огненным Змеем. Иногда в сказках Жар-птица
выступает в роли похитительницы.
|
ЖЕЛЯ — богиня скорби и жалости у
древних славян, вестница мёртвых. Красивая неземной красотой и
печальная. Бледное лицо оттеняют длинные чёрные волосы. Вместе со своей
сестрой Карной летает над полем брани и оповещает, кому погибшим быть. А
после битвы сидит, склонив голову и, обняв руками колени, оплакивает
мёртвых. По существовавшему обычаю погибших воинов сжигали — Желя
разносила их пепел в роге.
|
ЖИВА (Живана, Сива) — «дающая
жизнь», богиня жизни, она воплощает жизненную силу и противостоит
мифологическим воплощениям смерти. В правой руке держит яблоко, в
левой — виноград. Жива является в образе кукушки. В начале мая ей
приносят жертвы. Девушки чествуют кукушку — весеннюю вестницу: крестят
её в лесу, кумятся между собою и завивают венки на берёзе.
|
КАРНА (Карина) — богиня печали,
богиня-плакальщица у древних славян, сестра Жели. Если воин погиб вдали
от дома, первой оплакивает его Карна. По преданиям, над мёртвым полем
битвы по ночам слышен плач, всхлипыванье. Это богиня Карна в чёрных
длинных одеждах выполняет трудную женскую повинность за всех жён и
матерей. Др.-рус. «карити» — оплакивать.
|
КОСТРОМА — в восточнославянской
мифологии — воплощение весны и плодородия. В обрядах проводов весны —
зто молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в
руках, идущая в сопровождении хоровода. Делали также чучело Костромы из
соломы и устраивали ритуальные похороны (сжигали, разрывали на части) с
обрядовым оплакиванием. Ритуал символизировал также возрождение природы.
Хоронили Кострому в Духов день — первый понедельник после Троицы.
|
ЛАДА — богиня любви,
покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты,
плодородия. Сама женственность, нежная, певучая, русокосая; в белых
одеждах — она и в Купальскую ночь в хороводе парня к милой подведёт; и
падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с
дружком соберётся. В молодых семьях очаг поддерживает: вот-вот погаснет
бывает, а Лада веточку подбросит, одеждами взмахнёт — разгорится очаг,
теплом тронет сердца неразумных и снова лад в семье.
|
ЛЕТАВИЦА — дух рассвета. Ночью
летает или сидит где-нибудь на ветвях, приближает день. Чарует
полуночников своей девичьей красой. Обута в красные сапоги, с помощью
которых летает; они для неё, что крылья легкие, в них вся сила летавицы.
Только тот, кто сможет заставить себя не смотреть на её сапоги или
снимет их, не поддастся чарам летавицы. Если этот дух рассвета останется
без сапог — управляй им как хочешь. Исчезает летавица c восходом
солнца. ЛИХОРАДКА — демон болезни.
Представляется простоволосой женщиной дьявольского обличья. Упоминается в
славянских апокрифах и в заговорах. Зачастую наши предки, дабы
задобрить и не привлечь Лихорадку, называли её ласкательно-приветливыми
словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка. Образы
болезней слабо выражены в славянской традиции, а потому не отражены в
обрядах и ритуалах.
|
|
|
|
|
|
|
|