|
Женские персонажи в славянской мифологии.... ВОДЯНИЦА — жена водяного, но
утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Ещё
называют — шутиха, шутовка. Водяницы предпочитают лесные и мельничные
омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит
воду и вымывает ямы. Под мельничными колесами они будто бы обыкновенно
собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они
плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные
колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова.
|
ВОЛОСЫНИ — в мифологии славян
образ созвездия Плеяд. Более позднее название: Волосожар, Стожары,
Власожелы, Бабы. Согласно древним преданиям, женщины одного из родов во
время нападения врага превратились в «небесное стадо», дабы не быть
плененными. Сияние этого созвездия предвещает удачу в охоте, умножение
скота. В звездные ночи овчары выходили на улицу, становились на шерсть и
молились, чтобы овец было больше, чем звезд на небе. Волосыни — жены
бога Волоса, покровителя скотоводства.
ГОРГОНИЯ (девица Горгония) — в
славянских книжных легендах дева с волосами в виде змей, происходит от
античной Медузы-горгоны. Лик Горгонии прекрасен, но смертоносен, она
знает язык всех живых существ. Герои стараются добыть голову Горгонии,
дабы получить чудесное средство, дающее победу над любым врагом, но
удаётся это только самому сильному и отважному. Иконография головы
Горгонии — характерная черта популярных византийских и древнерусски
амулетов — «змеевиков».
|
ДАНА — славянская богиня воды.
Светлолицая девушка — река, журчащая свою жизнерадостную песню. Она и
уставшего путника напоит, и рану воину омоет, и, поднявшись в небо,
упадёт благодатным дождём на нивы. Почиталась как светлая и добрая
богиня, дающая жизнь всему живому. От имени Дана походит название Днепр
(Данаприс), Днестр, Дунай, Двина, Донец. Слово Дана сложное: ДА («вода»)
плюс НА («неня»), означает «Вода — Мать». Припев песни «Дана, шиди,
риди, Дана» — «Дана, она творит, реку творит, Дана». Особые почести этой
богине воздавались во время Купальских праздников.
|
ДЕННИЦА — образ полуденной зари
(звезды) в славянской мифологии. Звезда-Денница — сестра (по другим
преданиям, мать или дочь) солнца, возлюбленная месяца. Солнце ревнует
Денницу к месяцу и не позволяет им встречаться. Денница предвещает
восход солнца, ведёт солнце на небо и тает в его ярких лучах. Ночью
Денница светит ярче всех, помогает месяцу.
|
ДИДИЛИЯ — богиня деторождения,
роста, растительности, олицетворение луны. Ей приносили жертвы и просили
дать детей. Изображалась по-разному: молодой женщиной, с закутанной в
плащ головой, с зажжёным факелом в обнажённых руках (факел — символ
начала новой жизни); женщиной, готовящейся дать новую жизнь, с цветами, в
венке. Образ Дидилии часто использовали известные художники.
|
ДОДОЛА — персонаж южнославянской
мифологии, богиня дождя, жена громовержца. В магических обрядах
вызывания дождя у южных славян ритуальные действия совершают жрицы
богини (шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет) — додолицы. Их
украшают венками, льют на них воду, подносят им хлеб. При этом додолицы
поют, обращаясь к богине с просьбой послать дождь. Додола сродни богине
Дидил
|
|
|
|
|
|
|