В гостях у Бабухи-Ягухи...

Воскресенье, 19.05.2024, 18:43

Приветствую Вас Гость

Поиск по сайту

Теги

фото Стихи на немецком языке поздравления картинки Стихи на французском языке рецепты магия открытки Бабка - Ёжка ведьмочки чай стихи сказки Стихи на английском языке зима поздравление мудрые мысли душа любовь ностальгия дети Классики природа вкусняшки тесто ПРИТЧИ притча диета города и страны интересные факты Россия гадания ритуалы новый год Рождество Города скорбь дорога к храму у старости глаза печали с Новым годом ТВОЁ ИМЯ это интересно красота здоровье зверюги молитвы свечи цветы Ангел история животные старость юмор Германия приметы красиво иконы молитва ЖЗЛ Мифология черновики весна сказка огород дача черновик Самоделки Советы Библия ангелы картины мистика тест видео мама осень СИМОРОН Рамочки оч.умелые ручки ссср камни мифы праздники старики фантастика анимация домоводство мудрость гороскоп Мысли Пасха Мой дом стихи моей мамы церковь женщина Мой дом - моя крепость Легенды школа идеи Полезности

Опрос

Вы пишите стихи?
Всего ответов: 228

Статистика

Сколько онлайн: 1
Гостей: 1
Друзей: 0
Главная » Статьи » ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО... » Интересные факты

Доспехи для стакана.(часть первая)
 

 



На улице — дождик и слякоть,
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!

Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.

За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

А. Блок. 10 декабря 1915


Чай пить – не дрова рубить.


Русская пословица
 

Нет нужды описывать значение чаепития для России – она первая среди европейских стран познакомилась с чаем: сибирские землепроходцы, побывавшие у китайских границ, оценили бодрящий напиток еще в XVI в. Чаевничать на Руси начали более трех столетий назад, когда чай появился в московских лавках наравне с другими товарами. Никто уже и не вспомнит о том, что чай - чужак, иностранец, прижившийся в России. 


В Москву чай привез посол царя Михаила Федоровича Василий Старков, возвратившийся в 1638 г. из Монголии. Царское посольство получило в качестве подарка от Алтын-хана четыре пуда «китайской травы» - это и был чай. При царском дворе чай пришелся по вкусу, хотя его оценили вначале только как лекарство. Постепенно чай приобрел признание и стал распространяться среди знати и богатых, а позже – завоевал огромную популярность среди всех слоев русского населения. Вслед за чаем в Россию пришли соответствующие чайные приборы – фарфоровая, фаянсовая и стеклянная посуда, ложечки и прочее, возглавляемые ставшим одним из символов России – самоваром (происхождение которого имеет, опять-таки, китайские корни). 


Сегодня речь у нас пойдет об одном из популярнейших чайных приборов, который в англоязычных странах называют «стаканодержателем» (glass-holder), что формально более точно, так как «подстаканниками» называют также просто маленькие подставочки, помещаемые под стаканы и бокалы, чтобы не образовывалось некрасивых кругов на столешнице.






Но русскому языку оказался милее «подстаканник», и нет хоть как-то знакомого с реалиями русской жизни человека, который, услышав это слово, не представил бы себе именно нехитрое приспособление, предназначенное для держания стакана с горячим чаем. Пожалуй, нет и семьи по всей России и ближнему зарубежью, где не хранился бы старый подстаканник, принадлежавший отцу или деду, или даже еще более старинный. Да и в наше время подстаканник не теряет своей популярности. 


Когда описывают рыцарские латы, то начинают, как правило, с рыцарей. А наш заголовок – «Доспехи стакана». Начнем со стакана (с чаем конечно! А вы что подумали?).


Сначала было слово, и было оно тюркского происхождения – чагатайское «tostakan» означало «маленькая деревянная мисочка, чашечка». Древнерусский вариант этого слова – «достоканъ» быстро превратился в «стакан». Это название закрепилось и за появившимися позже стеклянными сосудами цилиндрической или конусовиднрой формы для холодных напитков. Гораздо раньше, чем в России, стеклянный стакан для чаепития появился опять-таки в тюркоязычных странах, где очень распространено чаепитие из так называемых армудов – кувшинообразных стеклянных или хрустальных стаканчиков, часто помещаемых в специальные подстаканники.




Хрустальный армуд и подстаканник к нему


Когда-то набор из шести армудов с подстаканниками привезли мои родители из Баку – он до сих пор цел.


На русском чайном столе стакан прочно обосновался лишь к концу XVIII - середине XIX века и сразу был позиционирован как мужская чайная принадлежность (старина Фрейд потирает ручки). Наряду с традиционной чайной парой из чашки и блюдца появился ее «мужской» вариант – нарядный стакан, часто хрустальный, на не менее нарядном блюдце. Такую пару любящие жены, например, часто дарили мужьям. 


У простого народа стакан как чайная принадлежность не прижился – чашку держать удобнее, удобнее в блюдечко налить (так было принято, чтобы чаем не обжигаться), да и страшно – вдруг выскользнет из грубых, заскорузлых пальцев, а то и раздавишь ненароком хрупкое стекло. Вот почему на картине Кустодиева извозчики в московском трактире пользуются чашками.




Кустодиев. Извозчики в московском трактире


Да и представителям привилегированных классов неудобно было держать в руке стакан с горячим чаем (а другого на Руси и не признавали – огневой, заваренный до красноты). И тут появилось замечательное изобретение – подставка, в основном цилиндрической формы, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан и имеющая ручку, позволяющая пить горячий чай, не обжигая ладони. Думаю, что какой-то страдалец, обжегшись о горячий стакан, сообразил поставить его в металлическую кружку – так родилась идея подстаканника. 






И началось его победное вхождение в русский чайный обиход. Помимо чисто утилитарной функции подстаканник (особенно серебряный) стал предметом, украсившим мужской быт – наряду с портсигаром, появление которого в России датируется примерно тем же временем. Их роднят используемые при производстве материалы (драгоценные и недрагоценныеметаллы), приемы технической обработки (литье, чеканка, филигрань), особенности стилистики орнаментов и такой немаловажный момент, как демократичность: подстаканник, как и портсигар,мог находиться в руках аристократа и чиновника, военного и купца, начальника и подчиненного, профессора и студента.




Серебряный подарочный набор с подстаканником


Серебряный подстаканник относился к числу самых популя рных подарков. Его дарили коллеги сослуживцу, пациенты врачам, студенты преподавателям, преподносили родственникам в дни семейных праздников, близким друзьям, любимому мужчине. 




Шумакова. Чайный натюрморт


Подстаканник стал именно мужским атрибутом чаепития – металлический, часто закрывающий спереди стакан, словно щит, он выглядел именно как рыцарские доспехи. А как хорошо он сочетался с металлическим самоваром! Было не принято, чтобы из стакана с подстаканником пили женщины – они остались при чашках. Впрочем, особо прогрессивные особы, ратующие за женское равноправие, могли пить и из стакана с подстаканником, как на картине Коровина. 




Коровин. Чаепитие


Позже, из-за границы пришла мода на дамские подстаканники, более маленького размера. Считалось, что дамам неприлично хлебать чай из больших мужских стаканов – настоящая дама должна была и кушать, и пить, как птичка - стаканы дамские были гораздо меньше.








Дамские подстаканники


Нужно сказать, что, разумеется, подстаканник был атрибутом чисто городским, причем именно городской интеллигенции и вообще того слоя населения, которое считалось культурным и прогрессивным. Трудно представить себе русского крестьянина с подстаканником, а вот университетского профессора, засидевшегося заполночь над книгами и прихлебывающего крепкий чай из стакана в подстаканнике – вполне!






Первые подстаканники были заграничными, как правило очень простой формы (напоминающей ту самую кружку, послужившую, по моей теории, прообразом подстаканника), без украшений и особых изысков. Дальше внешний их вид становился все наряднее и изощреннее, подчиняясь веяниям модных стилей.


Простые и закрытые




Подстаканники простой формы




Подстаканники закрытого типа 


Вырезные и ажурные




Подстаканники "Танк" и "Пряжка"








"Бомбаса", "Узелочки", "Узорчатый"



Ажурные подстаканники, слева - интересен тем, что он вырезан из дерева




Ажурные с рисунком в виде переплетений




"Клетка", "Звездный", "Империя Цинь", "Ажурный дутый"








"Лучший", "Навои"








В стиле "Модерн"






Однако и российские предприниматели не могли оставить такое популярное изделие без внимания. Подстаканники начали выпускать в широком ассортименте – от ширпотреба производства железоделательных заводов до изящнейших штучных изделий лучших русских ювелиров. Сам Карл Фаберже здесь руку приложил – известен, например, его серебряный подстаканник в стиле минималистского модерна в виде змейки.


Минимализм




"Минималистские" подстаканники. Слева - работы Фаберже (клеймо)




"Ангельский", "Диво", "Корсет"




Еще минимализм в подстаканниках


Сразу прочное место на рынке подстаканников завоевали изделия кольчугинского завода. Поселок Кольчугино (ныне город) назван по имени московского купца второй гильдии, почетного гражданина Москвы Александра Григорьевича Кольчугина (не правда ли, говорящая фамилия?). Он, взяв большой кредит, построил медерасковочный и проволочный завод близ села Васильевского при речке Белой и в 1871 году основал при нем рабочий поселок. Помимо всего прочего на этом заводе изготовлялись самовары, металлические чайные приборы и, в частности, сразу ставшие очень популярными «кольчугинские» подстаканники. Эти подстаканники практически сразу приобрели характерный дизайн - с фестонообразным высоким передним щитком, напоминающим русский кокошник. 




Кольчугинские подстаканники "Герб" и "Кольчугинские зори" (посеребренный)


Изготавливают их, в основном, из «демократичных» материалов (что обеспечивало невысокую цену и, следовательно, хороший спрос) – нержавеющей стали, мельхиора (сплав меди и никеля), нейзильбера (его еще называют МНЦ - сплав меди, никеля и цинка), алюминия, латуни, реже – бронзы и серебра. Такие материалы коррозионно устойчивы, технологичны, а изделия из них, будучи недорогими, имеют достойный, благородный вид. Чтобы придать подстаканнику более «дорогой» вид, на мельхиор, нейзильбер, бронзу и латунь нередко наносят наружное глубокое серебрение.


Кольчугинское предприятие пережило и революцию, и Гражданскую, и обе Мировые войны – и сейчас кольчугинские подстаканники продолжают оставаться самыми популярными.


Подстаканники выпускали и многие другие российские предприятия, и частные ювелиры. Каких только подстаканников не было! Резные и цельные, минималистские и богато украшенные, сканые, серебряные черненые, украшенные растительным орнаментом, изображениями животных – всякие! Все художественные стили «отметились» в дизайне подстаканников. 


Фотографии я взяла, в основном, на сайте www//podstakannik.ru. Сразу хочу сказать - их ОЧЕНЬ много, поэтому, чтобы показать все, что я нашла, я объединяла по нескольку штук на одном фото, собирая по типу подстаканников, а не по времени. Поэтому в одной группе собраны и более старинные, и более современные экземпляры.


Сканые




Сканые подстаканники








Сканые подстаканники






Была очень популярна русская тематика – выпускали подстаканники в виде бочонков, с изображениями русских троек, богатырей, с видами русских городов.


Русская тематика




Зимняя и летняя тройки




Лаковый подстаканник "Тройка", 1890 г.








Бочки и ушат




"Витязь" (варианты ручек)




"В лавке. Жанровая сцена". 1878 г.




В виде плетеных лукошек








"Пейте на здоровье!"




На темы русской литературы: "Чудо-Юдо", "Демон", "Голова из Руслана и Людмилы"




"Гусар", "Подарочный с вензелем ПК"




"Николай II", Русский подстаканник середины XIX века


Животные




"Лось отбивается от волков", "Охотничья собака"



"Лось", "Лиса и козел"




"Слон", "Черепаховый"




"Чайка", "Глухарь"


Растения




"Вьюнок", "Сказочный цветок"




На тему винограда; "Крыжовник", "Малина"








"Рог изобилия", "Фруктовое изобилие", "Маки"




"Чаша изобилия", "Изобилие"







"Колокольчик", "Васильки", "Цветочный"



"Пальма", "Тюльпан", "Роза"





Серебряные подстаканники в основном изготавливают в поселке Кубачи в Дагестане, который еще со Средневековья был известен мастерами, работающими по металлу. Украшают их традиционным орнаментом со строго регламентированными исламом элементами, нанося его на серебро методом глубокого чернения. Кубачинские подстаканники – это дорогие сувенирные изделия.

Кубачи

















После революции 1917 года подстаканник, наряду с другими характерными реалиями «буржуазного» быта, был заклеймлен позором как «мещанская принадлежность», и производство его практически прекратилось, продолжаясь лишь в нэповских артелях и частных заказах. Но – вот парадокс! Знаете, кто был в то время увлеченным коллекционером подстаканников? Владимир Ильич Ленин! Коллекцию свою он практически никому не показывал, да и дальнейшая ее судьба неизвестна – но коллекция была! Однако на картинах, изображающих Ленина, если и можно увидеть стакан с чаем, то обязательно без подстаканника – элемент буржуазного быта был не к лицу руководителю революционного государства. 



Васильев. Ленин



Налбандян. Ленин в подполье
Единственно на картине Налбандяна «Ленин в подполье» подстаканник изображен – но ведь это еще как бы дореволюционный период в жизни вождя… 

Однако в дальнейшем отношение к подстаканнику изменилось, и в середине-конце 1920-х годов он вновь стал широко внедряться в быт страны. Тому было несколько причин. 

Во-первых, стеклянный стакан был гораздо дешевле фарфоровой и фаянсовой посуды, которая, к тому же, в руках советских вождей также смотрелась «пережитком прошлого». Но творцы революции желали пить чай с удобствами, не обжигая рук, значит – стакану нужна была защитная окантовка.

Еще одна причина заключалась в том, что в СССР постепенно сформировались стиль и атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, всевозможных контор, управлений, бюро и прочих совучреждений. Все более и более этот стиль становился военизированным, строгим, сформировывая постепенно так называемый сталинский ампир. Трибуны, графины, массивные столы с многочисленными телефонами (и с самым главным из них – прямой связи с Кремлем, с Самим! с Хозяином!), кожаные портфели, военные френчи, портупеи – в этот ряд прекрасно вписывается подстаканник. Ну не с фарфоровой же чашечкой в руке представляем мы какого-нибудь партийного или военного бонзу того времени!





Кроме того, совпартруководители очень быстро оценили безграничные возможности размещения наглядной агитации на подстаканниках. Советская символика, изящно оформленная, входила посредством подстаканников практически в каждый дом, и человек сталкивался с ней в быту ежедневно.

Идеологические подстаканники



"Красноармеец", "Звезда", "100-летие Ленина"



30, 50 и 60 лет Октября



"Герб и знамена", "Серп и молот", "Голубь мира", "ВСХВ"



Спасская башня, Стены Кремля



"Спутник", Космос"







"Запредельный", "Терешкова"



"Катер Ракета"



"Российский герб", "Отечество"



"60-летие Победы", "Воину-освободителю", "Орден Победы"



"250-летие Ленинграда", "300-летие Санкт-Петербурга", "850-летие Москвы"

Затем, именно в тот период после долгой разрухи возрождается и бурно развивается железнодорожное сообщение между различными районами огромной страны, начинается индустриализация, на новые места едут спецы с семьями, в вагонах попроще – рабочие на великие стройки, пассажиропоток резко возрастает. Возникает необходимость в обеспечении более-менее комфортного самочувствия пассажиров в зачастую многосуточном пути. Пить-есть надо, чайку попить – обязательно, а что может быть удобнее подстаканника для чаепития в качающемся вагоне! Он и устойчив, и защищает хрупкий стакан. И Министерство путей сообщения (МПС) стало самым крупным заказчиком подстаканников в стране; таковым оно остается и сейчас.



"Дорожный", "МПС"

Разумеется, ехавшим в «места не столь отдаленные» по приговору «тройки» в арестантских вагонах, было не до подстаканников – но это тема другая. Не будем сейчас о грустном…

Итак, подстаканник был «реабилитирован», и его производством занялись, наряду с Кольчугинским заводом, многие металоообрабатывающие предприятия – такие как Мельхиз, Мстера, Красносельская артель и другие; с серебром, кроме Кубачей, работала артель «Северная чернь», основанная в 1933 году.

Категория: Интересные факты | Добавил: БабухаЯгуха (29.08.2011)
Просмотров: 1708 | Теги: это интересно | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]