44 Колизей (Colosseum)
Рим, Италия
Колизей (лат. Colosseum) - самый большой из древнеримских
амфитеатров и одно из самых примечательных сооружений в мире.
Находится в Риме, в ложбине между Эсквиллинским, Палатинским и
Целиевским холмами. Постройка амфитеатра была начата в 70 году н.э.
императором Веспасианом после его побед в Иудее. Cтроительство было
завершено в 80 году сыном последнего - императором Титом. Открытие
Колизея было ознаменовано играми. Первоначально Колизей назывался, по
родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев
(лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum,
Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с
VIII
века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что
поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном
в честь самого себя. Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр
Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной
(также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами
мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей
отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр:
длина его наружного эллипса равняется 524 м, длина арены - 85 м,
её ширина 53 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах
он мог вместить в себя до 87000 зрителей.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом
увеселительных зрелищ: бои гладиаторов, звериные травли,
морские сражения (наумахии). Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее
казнили христиан, последние исследования указывают на то, что
это был миф, созданный католической церковью в последующие годы. В 248
году император Филипп праздновал в нём с большими представлениями
тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил
гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, тем не менее,
звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха
Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные
времена. Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало
его разрушению. На него стали смотреть как на источник добывания
строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно
выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI
столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так
называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - дворца канцелярии,
Павел III - паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра
уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V
намеревался воспользоваться им для устройства суконной фабрики, а
Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания
селитры. Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего
зодчества началось только с середины XVIII столетия, и первым
принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям
Христовым как место, обагренное кровью многих христианских
мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а
вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на
Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из
Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV,
в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности
уцелевших частей здания и подкрепили стены и исправили в нём
некоторые из внутренних лестниц. Ещё с большим вниманием охраняется
Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению
которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки
сооружения вставлены на прежние места, а на арене произведены
любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые
служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей
и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и даже
поднимать вверх корабли. Ныне Колизей стал символом Рима и одним
из популярнейших туристических объектов.
По материалам сайта Wikipedia.org